четверг, 17 марта 2016 г.

ТРЕНИРУЕМ ВНИМАНИЕ

Тренировать произвольное внимание у детей можно с раннего детства. Рассеянность - норма на первом году жизни человека. Внимание малыша уже с этого возраста всегда и моментально задерживается на всем интересном, окружающем его.
Для профилактики рассеянности и тренировки произвольного внимания у детей младшего возраста следует соблюдать следующие правила:
 - для занятий (игры) выделяйте специальное время, которое ребенок будет проводить с вами или с другим взрослым в тихой комнате с минимумом отвлекающих факторов.
 - в играх постоянно привлекайте внимание рассеянных детей, обращаясь к ним во время игры :по имени, например, "Ваня, посмотри на меня" или "Оля, послушай-ка". Обращение можно усилить прикосновением к ребенку.
- ищите необычные способы привлечения внимания малыша. Помните, что наиболее интересно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.
- во время занятий не прячьте своих эмоций, улыбайтесь, удивляйтесь, интересуйтесь, восторгайтесь вместе с малышом.
- чтобы привлечь внимание малыша к игрушке, можно слегка повернуть головку малыша к игрушке (если ваш малыш еще совсем маленький) или положив его ручку на игрушку, которую вы предлагаете посмотреть (если малыш уже повзрослее).
- чтобы ребенок лучше сосредоточился на занятии, можно усадить его на свои коленки или сесть позади него, слегка его придерживая. Это уменьшит ерзанье во время игры-занятия.
- игра должна быть короткой и успешной для ребенка.
- показывайте им различные предметы, объясняйте их назначение.
- давая задание малышу, говорите доброжелательной, но конкретно, исчерпывающе. Инструкция взрослого должна помогать ребенку управлять своим вниманием и организовать его.
Игры на развитие внимания для детей-дошкольников:
Игры "Светофор", "Летает - не летает", "Съедобное - не съедобное"
задания на поиск отличий, поиск и дорисовку недостающих деталей, различные лабиринты, поиск одинаковых картинок или поиск картинки по образцу, различные лото.
"Прятки настольные" - возьмите мелкие предметы (пуговицы, камешки, киндер-игрушки и т.д.), рассыпьте их по столу. Пусть ребенок постарается запомнить, какие вещи лежат на столе. Закройте предметы бумагой и предложите ребенку назвать все, что лежит под ней. Каждый правильно названный предмет вынимайте. Игра будет интереснее, если в ней примут участие папа, сестренка, братишка или сверстники ребенка. Количество предметов на столе - возраст ребенка +1.
Предлагаемые игры не требуют много времени, но велико их значение в преодоления у дошкольника рассеянности и воспитании внимательности.

При организации занятий детей школьного возраста также следует соблюдать следующие правила:
- обеспечить спокойную обстановку, уменьшить до минимума число отвлекающих факторов. Постарайтесь создать рабочую обстановку. Нежелательно располагать стол около окна, так как малыш будет отвлекаться. Во время занятий дома должна быть тишина, важно устранить то, что может отвлечь ребенка. Конечно, не всегда можно устранить то, что мешает. Поэтому необходимо также воспитывать в детях то, что в науке называется «помехоустойчивостью», то есть приучить сохранять сосредоточенность в любых обстоятельствах.
- ставьте перед ребенком достижимые цели. Необходимо помочь ребенку определиться с приоритетами, научить его совершать запланированные действия поочерёдно, концентрируясь своевременно на том или ином объекте. Научите его планировать свой день, беречь время и быть усидчивым. Например, во время выполнения уроков: "Давай посмотрим, что здесь у тебя. Подумаем, с чего лучше начать. Определим кусочек для работы сейчас, остальное пока отодвинем".
- постепенно учите ребенка выполнять работу самостоятельно. Обязательно хвалите его за достигнутый результат. Один из способов научить ребенка самостоятельности - наладить четкий режим дня ребенка. Режим не позволяет менять занятия по настроению, требует сосредоточивать внимание и волю на начатом деле и доводить его до конца. Приучая ребенка к выполнению режима, ему напоминают, что нужно сделать, контролируют его действия. Постепенно соблюдение режима войдет в привычку, ребенок научится ответственно относиться к различным обязанностям.
- привыкание к созерцанию и обсуждению. Чаще проводите время на свежем воздухе, обсуждайте с ребенком увиденное: как падают листья, летают птицы, журчит ручеек. А также обсуждайте с ребенком прочитанные книги. Так он будет вспоминать сюжет, сосредотачивая внимание на чем-то одном долгое время. Это касается и просмотренных передач, фильмов и мультфильмов.
- обратите внимание на ту деятельность, в которой невнимательность проявляется больше. Причина высокой "отвлекаемости" может скрываться просто в отношении ребенка к тому или иному занятию. И вашей задачей будет изменить отношение ребенка к предмету.
- увлечение настольными играми – паззлы, мозаику или лото. Проявите увлеченность новой игрой и расскажите ему правила игры, покажите, как собирать картинку и т.д. Благодаря совместным занятиям даже самый невнимательный ребенок превратится в пример собранности и сосредоточенности.
- внимательность, сосредоточенность ребенка лучше всего тренируется в игре. Вот несколько игр на развитие внимания:
различные шифровки - вы можете придумать вместе с ребенком свой шифр и зашифровывать различные послания друг другу;
поиск пропущенных чисел, букв, частей картинок, поиск отличий или наоборот, одинаковых деталей;
искать в текстах слова, начинающиеся на определенную букву, состоящие из определенного количества букв, или относящиеся к одной категории (например, "Найди в тексте названия животных");
"Три пункта" - ребенок замирает в удобной для него позе. При этом он должен выслушать и запомнить три пункта задания. Затем вы говорите "Раз, два, три - беги!", и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например: "Хлопни в ладоши три раза - Назови какой-нибудь предмет мебели - Встань рядом с предметом, сделанным из дерева". Когда ребенок освоится с правилами игры, можно усложнять задания, увеличивая количество пунктов до 4-5. В эту игру хорошо играть с двумя - пятью детьми.
игра "Муха"
или например, с детства любимая игра "Вам барыня прислала" (когда нужно отвечать на вопросы, не используя слова "да" и "нет", названия цветов "белый" и "черный").

И напоследок, рассмотрим, один из самых частых случаев, возникающих в жизни рассеянного ребенка - потеря вещей. Прежде всего, родителям следует спокойно поговорить с ребенком, объяснить ему все возможные последствия его забывчивости, постараться донести, что он уже несет полную ответственность за свои личные вещи и действия с ними. Если школьник забывает в учебном заведении учебник или спортивную форму, он должен сам искать их, обращаться к учителям, одноклассникам, завхозу, уборщицам. Опыт показывает, что такой самостоятельный поиск, связанным с большими усилиями, во многих случаях бывает самым лучшим «лекарством» от рассеянности. В следующий раз ребенок, помня о предпринятых им мерах по возврату вещи, будет уже делать все, чтобы ее снова не потерять.
Если потери все же имеют место быть, родителям следует позаботиться о том, чтобы вещи, особенно дорогостоящие, по возможности возвращали владельцу - можно пришить на одежду бирки с именами и указанием класса, наклеить специальные магнитики с номером домашнего телефона. Также сократит частоту потерь, выполнение школьником вечернего «ритуала» - сбор портфеля. Это рутинное мероприятие приучает детей соблюдать порядок в своих вещах. Кроме этого, школьник должен осуществлять ритуал перед выходом: перед выходом из дома ребенок должен сам проверить, застегнуты ли молнии на ранце и карманы на брюках и куртке. Таким образом, мелкие предметы не выпадут случайно и останутся при маленьком хозяине.

Удачи вам и вашим детям :) Надеюсь, что эта статья поможет вам :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий