пятница, 4 марта 2016 г.

ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Основная цель запретов и ограничений - обезопасить малыша от того, что угрожает его здоровью или даже жизни. Взрослым следует помнить, что все "Нельзя" в жизни ребенка - это, прежде всего, то, что может несет реальную физическую и психическую опасность жизни ребенка. Чем младше ребенок, тем больше запретов и ограничений. По мере того, как ребенок вырастает и становится самостоятельным, какие-то запреты снимаются, какие-то добавляются. Как сделать так, чтобы ребенок спокойно и с пониманием относился ко всему тому, в чем родители его ограничивают?

1. Запрет должен быть единогласным. Все взрослые, с которыми проживает ребенок, должны договориться о том, что именно запрещено ребенку. К сожалению, очень часто мама что-то запрещает, бабушка или папа разрешают. В этом случае, ребенок не может понять что же разрешено, а что запрещено.
2. Запрет должен быть последовательным и систематическим. Раз уж вы однажды запретили делать что-то, то и в следующий раз нужно настоять на своем. Если нельзя выбегать на проезжую часть во дворе, то это нельзя делать даже, если в данный момент поблизости нет машин. В ситуации, когда взрослый, то разрешает, то запрещает, в зависимости от своего настроения, ребенок начинает сомневаться в значимости слов взрослого, теряет к нему доверие и уважение и всем силами пытается добиваться желаемого. Если же мама после более-менее продолжительного каприза или истерики "сдается", то у ребенка четко закрепляется связь: "Покричу погромче, тогда добьюсь своего".
3. Запрета не должно быть слишком много. Большое количество ограничений усложнит для ребенка познание окружающего мира или собственных возможностей. Поэтому, прежде чем что-то запретить, подумайте, действительно ли это опасно. В повседневной жизни лишь немногие запреты действительно необходимы,чаще всего действия малыша оказываются не опасны, а просто не желательны. В этом случае нужно стараться придавать запрету более мягкую форму. “Не нужно так делать потому что…”, “Давай не будем, потому что…”, “Будет лучше, если ты сделаешь так-то и так-то…” и т.п..
4. Запреты в разумных пределах просто необходимы малышу. Для того, чтобы развиваться ребенку нужно исследовать "границы" дозволенного. И если этих границ нет, то ребенок будет испытывать растерянность и неуверенность. Результат - истерики.
5. Все запреты должны быть сформулированы точно. Слова "нет" и "нельзя", произносимые слишком часто, теряют свой смысл. Ребенок просто перестает их слышать. Поэтому необходимо разнообразить их другими "запретительными" словами, Малыш скорее послушается, если вместо слова “Нельзя!” услышит “Опасно!”, “Край!”, “Осторожно!”, “Горячо!”, “Острый!”, “Ай! Машина! Осторожно!”, “Высоко!” и т.п..
6. Запрет должен звучать спокойно, но строго и уверено. Дети, особенно самые маленькие, очень чутко улавливают интонации взрослых. Для них куда важнее не ЧТО сказано, а КАК сказано. Спокойствие в голосе необходимо для того, чтобы не испугать ребенка, когда он уже реально столкнулся с опасностью и от страха не причинил себе больший вред.
7. Нежелательное действие ребенка надо прерывать сразу же. Малыш дернул маму за волосы. "Нельзя",  - говорит она, улыбаясь и думая про себя : "Какой шалунишка!" Он снова и снова дергает маму за волосы. Она отстраняется и жалуется, что ей больно. Но ребенок этого не понимает, ведь голос и выражение лица у мамы добрые. Для него это становится игрой!
8. Предлагайте альтернативу взамен того, что запрещаете. Пусть нельзя играть дверцей холодильника, но можно открывать другие кухонные шкафчики. Нельзя бросать на пол посуду, но можно кидать мячик или мягкую игрушку. Нельзя стучать по зеркалу, но можно по столу.
9. Физические наказания неэффективны в качестве способа ограничения. Сколько бы Вы ни били ребенка, в ситуации, когда Вас не будет рядом, он не сможет выбрать правильное действие. Если шлепать уже после случившегося, то ребенок просто не поймет, за что вы его ударили.
10. Исследуйте запрет вместе с ребенком. Есть малыши, которые спокойно реагируют на запреты и редко пытаются ослушаться родителей. Но есть и такие "исследователи", которые все норовят изучить на собственном горьком опыте. Когда в руках ребенка оказывает опасный предмет, "исследуйте" его совместно, спокойно, а затем, переключите внимание на что-то более подходящее. К примеру, малыш схватил нож. Вместо того, чтобы вырывать у него нож, спокойно познакомьте его с ним. Скажите ему: "Смотри, это нож. Им режут хлеб. Нож- острый." Надо показать, что нож - это может быть опасно и больно. Можно слегка уколоть его в ладошку. А еще лучше научить ребенка правильно пользоваться опасным предметом - дайте ребенку маленький неострый ножик, и пусть в свое удовольствие режет, например варенные овощи в своей тарелке.

1 комментарий:

  1. СУПЕР!!! Спасибо большое! Осталось научиться самим быть последовательными :)

    ОтветитьУдалить