понедельник, 14 марта 2016 г.

РАССЕЯННЫЙ С УЛИЦЫ БАССЕЙНОЙ

Есть у человека такое уникальное психическое свойство, без которого невозможна работа памяти, мышления. И это свойство - внимание! Внимание – это процесс сосредоточения на определённом предмете, объекте действия. Любой из нас обладает непроизвольным (возникающим в результате действия внешних раздражителей) и произвольным (активным, преднамеренным) вниманием.

Каждый из нас внимателен по-своему, в зависимости от характеристик внимания (объема, устойчивости, концентрации, переключение, распределение). Одни из нас имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание, поэтому довольно долго и старательно могут выполняют одно задание, но быстро перейти к следующему таким людям трудно. Другие легко переключаются в процессе деятельности, но так же легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объемом.
Наше внимание устроено так, что мы можем концентрировать внимание лишь на одном действии (исключением является знаменитый Юлий Цезарь :) ), поэтому посторонние мысли часто – причина рассеянности. Рассеянному человеку трудно выделять главное при наблюдении в деятельности, следовать четкому порядку, быть организованным и исполнительным. Особенно часто жалуются на рассеянность детей родители младших школьников. Рассеянному школьнику трудно учиться, он отвлекается, не слушает объяснения учителя, может не выполнить задания. Время от времени такой ребенок забывает дома учебники или тетради, иногда теряет сумку со сменной обувью или даже верхнюю одежду.
Среди рассеянных детей очень небольшой процент составляют те дети, у которых нарушение внимания является следствием дисфункции определенных зон мозга (стволовые и подкорковые структуры). Таким детям обычно не хватает энергии для сосредоточения, они вынуждены прибегать к частым сменам видов деятельности. РЕКОМЕНДАЦИИ: Таким детям нужно больше отдыхать, они не должны испытывать перегрузок. Лучше работать меньше, но чаще. Деятельность должна протекать в обстановке тишины и спокойствия. Для развития внимания таких детей разработаны специальные нейропсихологические упражнения - дыхательные, сенсомоторные упражнения, а также всевозможные корректурные пробы, таблицы Шульта и т.д.
Большая часть детей, которых относят к категории рассеянных и невнимательных детей - это дети, ставшие таковыми в определенный период их жизни. Причины рассеянности в этом случае достаточно разнообразны:
- рассеянность может быть связана с элементарной усталостью, болезнью, временным ослаблением всего организма. Рассеянность вызывается также подавленностью, плохим настроением ребенка. РЕКОМЕНДАЦИЯ: Если вы столкнулись с рассеянностью ребенка, прежде всего проанализируйте распорядок дня ребенка, его загруженность, проследите за тем, как питается ребенок, получает ли он должного внимания, высыпается ли и т.д. Важно наладить стабильный режим труда и отдыха, а также нормированное питание, укрепить здоровье ребенка, проследить за обстановкой в семье, за взаимоотношениями между родителями.
 - очень часто рассеянным называют ребенка, который очень даже сосредоточен - НО только не на том, что важно, с точки зрения взрослого, а на том, что значимо для него самого! Замечено, что дети чаще всего забывают и теряют предметы, ассоциирующиеся у них с нелюбимыми занятиями. РЕКОМЕНДАЦИЯ: Проявить сосредоточенность, внимание ребенок может только в том, что его захватило, увлекло. Поэтому взрослым следует увлечь ребенка каким-либо делом, показать его полезность, интересность. Но необходимо соблюдать баланс между развлечениями, хобби ребенка и его обязанностями. Ведь в нашей жизни не все дела только приятны и увлекательны, часто нам необходимо делать и то, что не очень интересно, но полезно для нас самих и окружающих. Важно подготовить ребенка к тому, что для достижения цели нужно приложить усилия.
- причиной рассеянности вполне может стать и неправильное воспитание. Очень часто взрослые сами подают ребенку пример неорганизованности :( РЕКОМЕНДАЦИЯ: Если вы обеспокоены рассеянностью ребенка, задайте для начала себе несколько вопросов и честно на них ответьте: Что преобладает в вашем доме: порядок или хаос? Лежит ли каждая вещь на своем месте? Всегда ли вы следите за чистотой в комнате? Если родители позволяют себе нарушать режим, а беспорядок в уголке ребенка и его забывчивость расценивают как мелочи, то незаметно неорганизованность и рассеянность закрепятся в поведения ребенка. Если же ребенок приучен к порядку, усвоил навыки дисциплины и организованности, привык заканчивать начатое дело, он не может быть рассеянным.

Почему так важно обращать внимание на рассеянность ребенка? Если состояние невнимательности систематически повторяется, то оно становится привычным, превращается в черту характера. Например, рассеянность в учении часто связана с леностью, рассеянность в общении в людьми - с нетактичностью и эгоизмом, рассеянность в быту - с неорганизованностью, неаккуратностью. НО СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ, что внимательность (если, конечно, речь не идет о сложных случаях, связанных с особенностями развития мозга, нервной системы), - вещь тренируемая. И чем быстрее, чем раньше вы начнете этим заниматься, тем лучше. А как именно развивать внимание, учить организованности ребенка мы поговорим в следующей статье :)

2 комментария: