Слух необходим ребенку не только, чтобы воспринимать огромный объем информации из окружающего мира, но и для обучения языку, который стимулирует развитие мышления ребенка. Поэтому очень важно уделять внимание слуховому развитию ребенка, уметь вовремя обнаружить и скорректировать проблемы со слухом как можно раньше.
Способность слышать появляется у малыша еще в период внутриутробного развития. Внутреннее ухо уже полностью сформировано еще в период беременности на 20 неделе. Внутри мамы малыш не только слышит, но и реагирует на звуковые раздражители, например, ребенок может вздрогнуть в ответ на резкий звук или повернуть голову в сторону источника шума.
К моменту рождения орган слуха полностью сформирован, однако отдел мозга, отвечающий за сложные звуки и понимание смысла услышанного, будет развиваться до 12 лет. Практически сразу после рождения врачи проводят экспресс тест слуха ребенка, и далее ваш педиатр отслеживает его развитие на каждом приеме.
К моменту рождения орган слуха полностью сформирован, однако отдел мозга, отвечающий за сложные звуки и понимание смысла услышанного, будет развиваться до 12 лет. Практически сразу после рождения врачи проводят экспресс тест слуха ребенка, и далее ваш педиатр отслеживает его развитие на каждом приеме.
0-1 месяц
Несмотря на то, что на момент рождения слух младенца уже достаточно развит, чтобы воспринимать все многообразие звуков, которые его окружают, нельзя сказать, что слышат новорожденные также, как и взрослые. Среднее ухо новорожденного заполнено жидкостью и это неким образом ограничивает слух. Более того, отделы головного мозга, отвечающие на восприятие звуковых сигналов, еще не до конца сформированны. Именно поэтому новорожденные лучше всего реагируют на высокие и громкие звуки и голоса.
Как ребенок реагирует на звуки, зависит от его темперамента. Более чувствительные дети могут реагировать на каждый шорох, в то время как более спокойные дети могут не обращать на них внимания.
В 2-3 недели младенец начинает различать голоса близких людей: во время разговора с ребенком, он очень внимательно смотрит на Вас. Действительно, голоса родителей как бы завораживают его. Они помогают малышу адаптироваться в новых условиях, а также ему нравятся эти звуки, так как он привык к ним, когда находился в животике мамы. Ученые доказали, что даже новорожденные сразу выделяют из всего разнообразия внешних шумов человеческую речь.
Как проверить слух малыша самостоятельно? Как ребенок реагирует на звуки, зависит от его темперамента. Более чувствительные дети могут реагировать на каждый шорох, в то время как более спокойные дети могут не обращать на них внимания.
В 2-3 недели младенец начинает различать голоса близких людей: во время разговора с ребенком, он очень внимательно смотрит на Вас. Действительно, голоса родителей как бы завораживают его. Они помогают малышу адаптироваться в новых условиях, а также ему нравятся эти звуки, так как он привык к ним, когда находился в животике мамы. Ученые доказали, что даже новорожденные сразу выделяют из всего разнообразия внешних шумов человеческую речь.
Уже в первый месяц родители могут самостоятельно выполнить проверку слуха новорожденного. Для этого нужно подойти к ребенку так, чтоб они вас не видел с незнакомым источником звука (колокольчиком, дудочкой и т.д.) и посмотреть на его реакцию. Можно проверить слух у новорожденного как во время бодрствования, так и во время быстрого сна, когда веки закрыты, а глазные яблоки двигаются в быстром темпе. Не нужно пугать малыша громким или резким звуком, достаточно потереть друг о друга руки или покашлять. Реакцией на звук может быть вздох малыша или движение мимикой.
1-2 месяца
Развитие слуха новорожденного тесно связано с формированием речи. Примерно к 2 месяцам большинство детей замолкают, когда слышат знакомые голоса и могут издавать звуки напоминающие: «оох..». К концу 2-х месяцев в ответ на вашу речь малыш уже способен издавать первые звуки – гласные певчие звуки или слоги. Со временем звуки приобретают различные интонации и зависят от настроения малыша, например, радость при появлении родителей.
Признаком успешного развития слуха у новорожденных является совершенствование его речевых навыков каждый месяц. Не стоит волноваться, если ребенок смотрит в другую сторону, когда вы с ним разговариваете. Однако стоит побеспокоиться и обратиться к врачу, если ребенок вообще не реагирует на ваш голос или окружающие звуки.
Признаком успешного развития слуха у новорожденных является совершенствование его речевых навыков каждый месяц. Не стоит волноваться, если ребенок смотрит в другую сторону, когда вы с ним разговариваете. Однако стоит побеспокоиться и обратиться к врачу, если ребенок вообще не реагирует на ваш голос или окружающие звуки.
3 месяца
Уже месяца в три звуки начинают активно привлекать внимание малыша. Услышав какой-то звук, ребенок поворачивает голову в сторону звука. В этом возрасте врачи рекомендуют проверить слух. Для этого станьте около малыша и тихо хлопните в ладоши. Если ребенок повернулся к Вам, значит со слухом у него все в порядке.
4 месяца и после
К четырем месяцам ребенок уже точно определяет источник звука. Малыш начнет протягивать к Вам ручки, улыбаться, гулить, пристально смотреть вам в рот, стоит Вам только заговорить с ним. Проявляется так называемый комплекс оживления. В этом возрасте можно начинать использовать музыкальные игрушки, с помощью которых у ребенка начинает формироваться слуховое внимание. Поначалу он может сосредотачиваться на интересующих его звуках не более 15-20 секунд, постепенно это время увеличится до нескольких минут. При выборе игрушек не руководствуйтесь принципом «чем громче, тем лучше». Такие игрушки могут напугать малыша. Его больше заинтересуют тихие и мелодичные звуки.
В 6 месяцев малыши приразговоре с ними начинают пытаться подражать звукам. К 8-ми месяцам они начинают лепетать и реагируют на изменение тона голоса. К своему первому дню рождения ребенок наверняка скажет отдельные слова: ма-ма, па-па и будет отзываться на свое имя.
На втором году жизни, когда появились первые слова, следует проверить, слышит ли ребенок их произнесение шепотом с расстояния 6 метров. Для этого можно дать ребенку новую (незнакомую) куклу и попросить: "Покажи носик, ушки, ручки...". Сначала эти фразы произносятся обычным голосом, затем - шепотом; вначале около ребенка, а потом - в 6 метрах от него.
Внимание!!! Если малыш до 4 месяцев не реагирует и справа, и слева на звучание например, погремушки или баночек с гречкой и горохом, а в возрасте старше 4 месяцев не может найти источник звука,а на втором году жизни - не слышит шепотом произнесенные отдельные слова с 6 метров, то нужно обязательно показаться врачу сурдологу (специалисту, занимающемуся проблемами нарушения слуха) и только ему!
Помните! Проблемы со слухом необходимо заметить как можно раньше. От того, как ребенок слышит, зависит и то, как он будет в дальнейшем развиваться и говорить.
В 6 месяцев малыши приразговоре с ними начинают пытаться подражать звукам. К 8-ми месяцам они начинают лепетать и реагируют на изменение тона голоса. К своему первому дню рождения ребенок наверняка скажет отдельные слова: ма-ма, па-па и будет отзываться на свое имя.
На втором году жизни, когда появились первые слова, следует проверить, слышит ли ребенок их произнесение шепотом с расстояния 6 метров. Для этого можно дать ребенку новую (незнакомую) куклу и попросить: "Покажи носик, ушки, ручки...". Сначала эти фразы произносятся обычным голосом, затем - шепотом; вначале около ребенка, а потом - в 6 метрах от него.
Внимание!!! Если малыш до 4 месяцев не реагирует и справа, и слева на звучание например, погремушки или баночек с гречкой и горохом, а в возрасте старше 4 месяцев не может найти источник звука,а на втором году жизни - не слышит шепотом произнесенные отдельные слова с 6 метров, то нужно обязательно показаться врачу сурдологу (специалисту, занимающемуся проблемами нарушения слуха) и только ему!
Помните! Проблемы со слухом необходимо заметить как можно раньше. От того, как ребенок слышит, зависит и то, как он будет в дальнейшем развиваться и говорить.
Роль родителей в развитии слуха
Чтобы стимулировать развитие слуха у ребенка предоставьте ему возможность услышать различные звуки (ваш голос, песенки и колыбельные, шумы природы, тиканье часов, звон колокольчиков, раскачивающихся на ветру, и т.д.). Познакомьте его с различной музыкой: от популярной до классической.
Читайте и разговаривайте с ребенком вне зависимости от его возраста. Экспериментируя с высотой вашего голоса, используя акценты, пение и различные звуки вы можете сделать свое общение с ребенком более интересным для него. Помимо этого, чем больше вы говорите и читаете ребенку, тем больше слов он будет знать к тому моменту, когда будет готов начать говорить.
Чтобы избежать нарушений слуха у ребенка следуйте простым правилам.
- Держите предметы, которые могут попасть в уши (например, ватные палочки) подальше от них.
- Делайте все возможное, чтобы поддерживать здоровье ребенка и избежать, например, инфекции уха.
- Оберегайте ребенка от продолжительных громких звуков (уровень шума должен быть таким, чтобы вам было удобно разговаривать).
Читайте и разговаривайте с ребенком вне зависимости от его возраста. Экспериментируя с высотой вашего голоса, используя акценты, пение и различные звуки вы можете сделать свое общение с ребенком более интересным для него. Помимо этого, чем больше вы говорите и читаете ребенку, тем больше слов он будет знать к тому моменту, когда будет готов начать говорить.
Чтобы избежать нарушений слуха у ребенка следуйте простым правилам.
- Держите предметы, которые могут попасть в уши (например, ватные палочки) подальше от них.
- Делайте все возможное, чтобы поддерживать здоровье ребенка и избежать, например, инфекции уха.
- Оберегайте ребенка от продолжительных громких звуков (уровень шума должен быть таким, чтобы вам было удобно разговаривать).
Комментариев нет:
Отправить комментарий