Когда встает
вопрос о детях и труде, то большинство педагогов и родителей начинают говорить
о необходимости приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам
труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся
приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность,
смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется
желание оказывать посильную помощь взрослым. Но давайте посмотрим, что
происходит с трудовой деятельностью детей в реальной жизни…
Постарайтесь
честно ответить на следующие вопросы:
- Принимают ли ваши дети участие в домашней работе? (я уверена, что большинство из вас ответят на этот вопрос утвердительно)
- Принимают ли ваши дети участие в домашней работе самостоятельно, без просьб и напоминаний? (думаю, что положительных ответов на этот вопрос намного меньше, чем в первом вопросе).
- Ваши дети ежедневно выполняют разнообразную физическую работу, беря на себя основные хозяйственные дела по дому и за его пределами? (очень рада, если вы смогли ответить на этот вопрос положительно).
Так как же так
получается - все говорят о том, как же важен бытовой труд для формирования
самостоятельности, ответственности, самоорганизации детей, целенаправленности
их поведения. И в тоже время, родители не привлекают детей к домашней работе…
Еще несколько
десятков лет назад, дети и подростки принимали безоговорочное участие и в домашней
работе, и в уходе за родственниками, и в воспитании младших братьев и сестер. Современные
условия жизни, улучшение благосостояния, меньшее внимание, которое уделяют
родители домашнему труду, - все это изменило содержание трудовой деятельности в
рамках семьи. Сейчас семейный труд – это не только выполнение домашних
обязанностей, но и радостная подготовка к праздникам, приготовления к
разного рода семейным и дружеским встречам.
Когда начинать трудовое воспитание ребенка?
С первых дней
после рождения. Начинается все с наблюдения за своими родителями. В семье дети
постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают
белье, шьют. Наблюдение за тем, как выполняют взрослые эти повседневные дела,
постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду.
Как приобщить к труду
Никогда не
наказывайте детей трудом. Самая ужасная ошибка родителей – наказание ребенка
каким-либо заданием: «Ты себя плохо вел — придется тебе вымыть полы в
прихожей».
Поручения не
должны быть директивными. Очень важно строить работу так, чтобы дети были не просто
пассивными исполнителями какого-либо задания, но и видели в вас организатора
дел. Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по
форме выполнения. Если же они строятся лишь на распоряжениях: «Подай!», «Подержи!»,
то это отбивает у ребенка охоту трудиться. Отсюда вытекает и следующее правило:
Сопровождайте свою
работу пояснениями. Детские наблюдения за трудом взрослых долго могут носить
созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством
к действию, взрослые могут привлечь внимание детей разъяснениями своих действий,
побуждая их задать вопросы, оказать посильную помочь родителям.
Объясняйте
ребенку значимость предстоящей работы, ее результата. Интерес детей к труду
значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна: «Если не
поменять воду в вазе с цветами, цветы завянут». «Как хорошо, что ты помогла
убрать посуду, теперь после обеда у нас появилось время вместе отдохнуть».
Привлекайте ребенка к совместному труду. Ребенку легче заниматься трудом в
коллективе, где существует много «помощников»: дух соревнования, взаимного
контроля, атмосфера энтузиазма и т. п. Если есть возможность, предлагайте общие
поручения, когда необходимо нескольким участникам выполнить какую-то работу.
Поскольку навыки самоорганизации у детей еще сформулированы недостаточно, обсудите
с ребенком (или детьми) выполнение общего задания: с чего начать работу, что для
чего понадобиться, как организовать работу, чтобы не запачкаться самим, не на
сорить, и не налить на пол. Помогите договориться, кто какую общую часть дела,
будет выполнять. Это научит ребенка тому, как организовать дело, научит умению
договариваться с другими. Постепенно ребенок сам приучится ставить цель,
планировать работу, доводить до конца.
Формируйте правильное отношение к труду. Труд — это награда за прилежание и дисциплину.
Для ребенка труд - это радость, интерес, польза, помощь, это возможность узнать
что-то новое, возможность чему-то научиться. В процессе труда взрослый сам
является образцом для подражания: показывает не только приемы работы, но и
пример отношения к повседневному обычному труду.
Цените
результат труда ребенка. Пусть сделанная ребенком закладка для книг,
подставка для вилок или игольница несовершенны, родители
должны оценить его труд и желание сделать что-то для других и обязательно
использовать эту вещь в быту.
Учитывайте
возрастные возможности ребенка. Если задания посильны, дошкольник
выполняет его с интересом. Не бойтесь,
подключать старших дошкольников систематически участвовать в домашнем труде
(вынести ведро с мусором, вымыть чайную посуду, сходить за хлебом и т.д. ) т.
е. старший дошкольник вполне может справиться с поручениями, требующими
выполнения в течении длительного времени и без напоминаний. Часто встречающаяся
ошибка - родители, загруженные домашним хозяйством, знающие, насколько оно
тяжело, стараются избавить детей от работы. Ребенок мечтает чему-либо научиться
или ему просто скучно, а они отсылают его в комнату: «Иди отдохни, поиграй или
поделай уроки». И этим отбивают у ребенка стремление помочь взрослому.
Приобретите для выполнения трудовой деятельности соответствующий инвентарь. Это
поможет ребенку овладеть правильными приемами выполнения того или иного вида
работы, докажет ваше уважение и внимание к труду ребенка. И согласитесь,
намного приятнее работать с гаджетами, которые делают твой труд комфортным и
приятным. Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной однообразной,
но жизненно необходимой работе важно создавать оптимальные условия – продумайте
расположение всего инвентаря. Главное, чтобы ему было отведено определенное место.
Удобное расположение приучает детей к определенному порядку в работе и ее
организации.
Не разделяйте труд
на женский и мужской. Если вы не будете этого делать, то у детей, у мальчиков в
частности, начнет формироваться привычка, принимать активное участие в домашней
работе, столь необходима для будущей семейной жизни.
Научите
ребенка уважать труд других людей. Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать
мусор только в урну, кроме того, обратить внимание на то, какая чистота на
улице. Малышу будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник.
Чистая улица - результат его труда. Дворник встает раньше всех и, когда ребята
идут в школу в детский сад, уже кончает свою работу. Покупая хлеб, расскажите о
том, как рабочие хлебозавода или пекарни работали всю ночь, а шофер успел рано
утром привести его в магазин, хлеб грузили грузчики, а продавцы сложили его на
полки в торговом зале.
Познакомьте ребенка со своей работой. Для ребенка важно понимать, чем
занимаются родители, какую пользу они приносят людям. Представление о содержании
хозяйственно – бытового труда, об общественной значимости труда взрослых
позволит детям лучше осознать необходимости оказывать помощь другим.
Расширить представления
ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы,
иллюстрации, картины: «Аленушка» Е. Благинина, «У бабки была внучка» Л.Н.
Толстого, «Мишкина каша», «Наш котенок» Н. Носова. «Как огонь воду замуж взял»,
«Золотой гвоздь» Е. Пермяка, «Сто тысяч почему» М. Ильина, «Дарья – золотое веретёнце», «Пашкин клад» Антона
Параскевина, «Как рубашка в поле выросла», «Дети в роще» Константина
Ушинского, «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок», «Плотник думает топором» Бориса
Шергина, «Красный день» Валентина Распутина, «Первая борозда» Спиридона Дрожжина),
«Маляр» Агнии Барто).
Комментариев нет:
Отправить комментарий