пятница, 1 мая 2015 г.

ТРУД И ДЕТИ

Когда встает вопрос о детях и труде, то большинство педагогов и родителей начинают говорить о необходимости приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым. Но давайте посмотрим, что происходит с трудовой деятельностью детей в реальной жизни…
Постарайтесь честно ответить на следующие вопросы:
  1. Принимают ли ваши дети участие в домашней работе? (я уверена, что большинство из вас ответят на этот  вопрос утвердительно)
  2. Принимают ли ваши дети участие в домашней работе самостоятельно, без просьб и напоминаний? (думаю, что положительных ответов на этот вопрос намного меньше, чем в первом вопросе).
  3. Ваши дети ежедневно выполняют разнообразную физическую работу, беря на себя основные хозяйственные дела по дому и за его пределами? (очень рада, если вы смогли ответить на этот вопрос положительно).
Так как же так получается - все говорят о том, как же важен бытовой труд для формирования самостоятельности, ответственности, самоорганизации детей, целенаправленности их поведения. И в тоже время, родители не привлекают детей к домашней работе… 
Еще несколько десятков лет назад, дети и подростки принимали безоговорочное участие и в домашней работе, и в уходе за родственниками, и в воспитании младших братьев и сестер. Современные условия жизни, улучшение благосостояния, меньшее внимание, которое уделяют родители домашнему труду, - все это изменило содержание трудовой деятельности в рамках семьи. Сейчас семейный труд – это не только выполнение домашних обязанностей, но и  радостная подготовка к праздникам, приготовления к разного рода семейным и дружеским встречам. 
Когда начинать трудовое воспитание ребенка?
С первых дней после рождения. Начинается все с наблюдения за своими родителями. В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем, как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду.
Как приобщить к труду
 
Никогда не наказывайте детей трудом.
Самая ужасная ошибка родителей – наказание ребенка каким-либо заданием: «Ты себя плохо вел — придется тебе вымыть полы в прихожей». 
 Поручения не должны быть директивными. Очень важно строить работу так, чтобы дети были не просто пассивными исполнителями какого-либо задания, но и видели в вас организатора дел. Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на распоряжениях: «Подай!», «Подержи!», то это отбивает у ребенка охоту трудиться. Отсюда вытекает и следующее правило: 
Сопровождайте свою работу пояснениями. Детские наблюдения за трудом взрослых долго могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут привлечь внимание детей разъяснениями своих действий, побуждая их задать вопросы, оказать посильную помочь родителям. 
Объясняйте ребенку значимость предстоящей работы, ее результата. Интерес детей к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна: «Если не поменять воду в вазе с цветами, цветы завянут». «Как хорошо, что ты помогла убрать посуду, теперь после обеда у нас появилось время вместе отдохнуть».
Привлекайте ребенка к совместному труду. Ребенку легче заниматься трудом в коллективе, где существует много «помощников»: дух соревнования, взаимного контроля, атмосфера энтузиазма и т. п. Если есть возможность, предлагайте общие поручения, когда необходимо нескольким участникам выполнить какую-то работу. Поскольку навыки самоорганизации у детей еще сформулированы недостаточно, обсудите с ребенком (или детьми) выполнение общего задания: с чего начать работу, что для чего понадобиться, как организовать работу, чтобы не запачкаться самим, не на сорить, и не налить на пол. Помогите договориться, кто какую общую часть дела, будет выполнять. Это научит ребенка тому, как организовать дело, научит умению договариваться с другими. Постепенно ребенок сам приучится ставить цель, планировать работу, доводить до конца.  
Формируйте правильное отношение к труду. Труд — это награда за прилежание и дисциплину. Для ребенка труд - это радость, интерес, польза, помощь, это возможность узнать что-то новое, возможность чему-то научиться. В процессе труда взрослый сам является образцом для подражания: показывает не только приемы работы, но и пример отношения к повседневному обычному труду.  
Цените результат труда ребенка. Пусть сделанная ребенком закладка для книг, подставка  для  вилок или игольница несовершенны, родители должны оценить его труд и желание сделать что-то для других и обязательно использовать эту вещь в быту. 
Учитывайте возрастные возможности ребенка. Если задания посильны, дошкольник выполняет  его с интересом. Не бойтесь, подключать старших дошкольников систематически участвовать в домашнем труде (вынести ведро с мусором, вымыть чайную посуду, сходить за хлебом и т.д. ) т. е. старший дошкольник вполне может справиться с поручениями, требующими выполнения в течении длительного времени и без напоминаний. Часто встречающаяся ошибка - родители, загруженные домашним хозяйством, знающие, насколько оно тяжело, стараются избавить детей от работы. Ребенок мечтает чему-либо научиться или ему просто скучно, а они отсылают его в комнату: «Иди отдохни, поиграй или поделай уроки». И этим отбивают у ребенка стремление помочь взрослому.
Приобретите для выполнения трудовой деятельности соответствующий инвентарь. Это поможет ребенку овладеть правильными приемами выполнения того или иного вида работы, докажет ваше уважение и внимание к труду ребенка. И согласитесь, намного приятнее работать с гаджетами, которые делают твой труд комфортным и приятным. Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной однообразной, но жизненно необходимой работе важно создавать оптимальные условия – продумайте расположение всего инвентаря. Главное, чтобы ему было отведено определенное место. Удобное расположение приучает детей к определенному порядку в работе и ее организации.
Не разделяйте труд на женский и мужской. Если вы не будете этого делать, то у детей, у мальчиков в частности, начнет формироваться привычка, принимать активное участие в домашней работе, столь необходима для будущей семейной жизни.
Научите ребенка уважать труд других людей. Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в урну, кроме того, обратить внимание на то, какая чистота на улице. Малышу будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица - результат его труда. Дворник встает раньше всех и, когда ребята идут в школу в детский сад, уже кончает свою работу. Покупая хлеб, расскажите о том, как рабочие хлебозавода или пекарни работали всю ночь, а шофер успел рано утром привести его в магазин, хлеб грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале.
Познакомьте ребенка со своей работой. Для ребенка важно понимать, чем занимаются родители, какую пользу они приносят людям. Представление о содержании хозяйственно – бытового труда, об общественной значимости труда взрослых позволит детям лучше осознать необходимости оказывать помощь другим.

Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы, иллюстрации, картины: «Аленушка» Е. Благинина, «У бабки была внучка» Л.Н. Толстого, «Мишкина каша», «Наш котенок» Н. Носова. «Как огонь воду замуж взял», «Золотой гвоздь» Е. Пермяка, «Сто тысяч почему» М. Ильина, «Дарья – золотое веретёнце», «Пашкин клад» Антона Параскевина, «Как рубашка в поле выросла», «Дети в роще» Константина Ушинского, «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок», «Плотник думает топором» Бориса Шергина, «Красный день» Валентина Распутина, «Первая борозда» Спиридона Дрожжина), «Маляр» Агнии Барто).

Комментариев нет:

Отправить комментарий