суббота, 9 мая 2015 г.

ДЕТЯМ О ПРАЗДНИКЕ 9 МАЯ



В преддверии праздника Великой Победы снова наиболее остро встаёт вопрос о том, как и о чем рассказать нашим детям о Великой отечественной войне. В наше время только из истории и мировых новостей дети узнают о военных пожарищах, боевых действиях и ужасах, бедах, которые они несут. Поэтому особенно значимы рассказы и беседы о бессмертном подвиге русского народа в Великой Отечественной Войне. Ведь знакомство с жизнью людей, переживших ужасы войны, несомненно, вызывает в душах и взрослых, и детей чувство патриотизма, героического настроя, гордости за нашу независимую Родину и благодарность нашим предкам, ковавшим Победу на поле боя или в тяжёлых трудах в тылу.

Я думаю, что многие согласятся со мной, что дети должны знать о войне и ее героях. Взрослым обязательно надо рассказывать детям о празднике, о войне, о сражениях. И чем ребенок старше, тем подробнее можно с ним беседовать на эту тему. Дети должны знать и ценить то, что мы сейчас живем в мире, без войны.
Как же рассказать детям о Великой Отечественной войне?
Прежде всего, познакомьте с историей вашей семьи. Ведь в каждой семье есть прабабушки и прадедушки, которые воевали жили во время Великой Отечественной войны, и чьи истории пересказываются из поколения в поколение. Может, живы еще те, кто помнит войну, кто пережил ее сам. Пусть дети с ними поговорят, посмотрят вместе фотографии, а старики вспомнят свою молодость. Ведь это очень важно для них.
Очень часто говоря о героях войны, подразумевают только воевавших на фронте. Но ведь многие были в тылу и тоже много сил отдавали победе. На заводе делали оружие, патроны, а женщины пекли хлеб, кормили солдат, даже вязали теплые варежки и носки и отсылали на фронт. А сколько людей работали в госпиталях, разве они не боролись за каждую жизнь бойцов?
При разговоре о войне постарайтесь объяснить ребенку, что значит термин «Великая Отечественная»; обязательно уточните, что эта война была освободительной, велась во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины.
Детям маленьким не обязательно говорить о смерти во время войны. Малышам можно показать военную технику: танки, военные машины, самолеты. В этом возрасте деткам будет интересно об атрибутах праздника:
георгиевская ленточка - стала символом победы совсем недавно и пользуется большой популярностью у людей. Они носят их на груди, цепляют на машины. Это знак того, что люди помнят и не забывают о Великой Отечественной войне. Сегодня ленточка представлена в двух цветах – черном и оранжевом. Оранжевый цвет символизирует пламя, а черный – дым. Эти два цвета представляют в совокупности военную доблесть и славу.
красная гвоздика - символизирует свободу, честь, верность и пролитую кровь . Когда-то красная гвоздика (как и роза того же цвета) означала пламенную любовь, но… слишком часто эти цветы дарили ветеранам и возлагали к обелискам. .Эта традиция пришла к нам из Франции, где красные гвоздики дарили девушки своим возлюбленным, отправлявшимся на войну: «Я люблю тебя, возвращайся с победой! ». Теперь красная гвоздика — это цветок солдата-победителя, цветок памяти и восхищения ( В переводе с греческого "гвоздика" означает "божественный цветок".)
вечный огонь - это символ памяти о павших героях, их подвигах, жертвах фашизма и др. Во всех городах мира, по которым прошла страшная война, горит вечный огонь. Он горит постоянно в память о всех погибших в годы Великой Отечественной войны. В день Победы к вечному огню несут цветы, чтобы выразить свое уважение победителям! У Вечного огня 9 мая устраивают минуту молчания.
праздничный салют сопровождает праздник с самого начала, в мае 1945 года. Праздничный салют на 9 мая — пожалуй, самое зрелищное и красочное представление после парада. Многие люди и большинство детей только ради него приходят на центральную площадь города. В военной терминологии под салютом подразумевали выстрел холостым зарядом из боевого орудия: пушки, ружья. Таким образом, на поле боя или в море приветствовалось дружественное войско или корабль. Также салютом отдавали честь погибшим героям и отмечали важную победу. Постепенно салют стал неотъемлемой частью любого праздника, связанного с окончанием войны. Праздничный салют отдает дань почтения миллионам безымянных героев, чьи ратные подвиги позволили совершиться этой победе.
Можно попробовать познакомить ребенка с событиями ВОВ через картины художников: Аристов И.Н. «Спасение красного знамени», Бут Н.Я. «Последняя атака», Герасимов С. «Мать партизана», Дейнека А.А. «Окраина Москвы. 1941», Дейнека А.А. «Оборона Севастополя», Кривоногов П.А. «На Курской дуге», Кривоногов П.А. «Победа», Кугач Ю.П. «Солдаты 1941-го года», Лактионов А. «Письмо с фронта», Невежин Ф.И. «Русский солдат», Самсонов М. И. «Сестрица», Толкунов Н. «Бессмертие. Брест. 1941-й», Юон К.Ф. «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года».
Постарайтесь не просто посмотреть, а обсудить каждую картину. Пусть ребенок выберет несколько картин, которые оставили самое сильное впечатление. И возможно, ему захочется скопировать одну из картин или нарисовать свою собственную. И конечно, рисовать вдохновенно поможет музыка и песни военных лет: «Синий Платочек», «В землянке», «Катюша», «Смуглянка», «Три танкиста», «От героев былых времен», «Темная ночь», «Нам нужна одна победа», «День Победы» и многие другие.
Можно почитать с ребенком стихи о войне. Детям, которые постарше, можно прочитать книги о войне, о маленьких героях-пионерах и комсомольцах, которые защищали нашу Родину. Есть много рассказов о партизанах, разведчиках. Вот некоторые книги для детей: В. Катаев «Сын полка», Е. Ильина «Четвертая высота», А. Фадеев «Сашко», К. Паустовский «Стальное колечко», "Письмо с фронта", Воронков Л."Девочка из города", Георгиевская С. "Галина мама", Баруздин С. «За Родину», «Слава», Кассиль Л. «Твои защитники». Рассказы простых людей о войне можно найти в электронном журнале «Открытая книга судеб, опаленных войной» .
Обязательно после чтения обсудите с ребенком, что он понял, и при необходимости объясните сюжет и ответьте на возникающие вопросы.
Советские и российские кинематографисты создали множество прекрасных художественных фильмов, посвященных Великой Отечественной войне. Вот несколько фильмов, которые подойдут для маленького зрителя:
«Девочка из города» - замечательный фильм, снятый в 1984 году режиссером Олегом Николаевским по одноименной повести Любови Воронковой (кстати, можете найти и прочитать ее ребенку). Очень трогательный и добрый фильм о войне, в котором сама война - за кадром. Главная героиня фильма, семилетняя Валентина осталась сиротой. Отец пропал без вести на фронте, мать с братишкой погибли под бомбежкой. Отставшая от поезда девочка попадает в деревенский дом добросердечной Дарьи, матери троих детей. Теперь ей предстоит привыкнуть к новому быту, новому дому, а главное – к женщине, которая станет ее новой мамой… 
«Девочка ищет отца» - довольно старый фильм. Режиссер Лев Голуб снял его в 1959 году по пьесе Евгения Рысса, написанной в 1949. В основе сюжета – героическое спасение четырехлетней дочки партизанского командира, которую укрывает в своем доме лесник. Фильм снят с расчетом на детскую аудиторию. Там есть и стрельба, и смерть, и сражения, но всякий раз камера деликатно отворачивается, лишь обозначая трагические моменты, не делая на них акцент.  
«Полонез Огинского» - режиссер Лев Голуб снял этот фильм в 1971 году. Это героическая партизанская история, в ее центре – отважный маленький скрипач, осиротевший в первые дни войны и ставший полноправным бойцом партизанского отряда. С одной стороны, будут и взрывы, и погони, и драматические аресты, с другой – все хорошо закончится! 
«Сын полка» - знаменитая повесть Валентина Катаева была экранизирована дважды – в 1946 году режиссером Василием Прониным и в 1981 году – Георгием Кузнецовым. По сюжету осиротевший мальчишка долгие месяцы скитается в зоне боевых действий, пока не прибивается к группе разведчиков артиллерийского дивизиона. Все попытки переправить маленького хитреца в тыл оканчиваются поражением военных – в конце концов, пацана усыновляет командир части. После его гибели мальчик поступает в Суворовское училище в Москве – теперь он пройдет вместо своего приемного отца по Красной площади в победном параде и займет его место в строю, став настоящим офицером. 
«Садись рядом, Мишка!» - фильм 1977 года режиссера Якова Базеляна посвящен тяжелой теме блокадного Ленинграда. Маленькие герои фильма, преодолевающие трудности жизни в голодающем полуразрушенном городе, выступают с концертами в госпиталях, пытаясь подбодрить раненых солдат. От них они узнают об ужасах войны – такая подача смягчает жесткий и страшный сценарный материал. Оптимизм и вера в лучшее, исходящие от детей, вселяют и в нас веру в несомненную Победу. 
«Четыре танкиста и собака» - замечательный польский сериал конца 60-х (21 эпизод) изначально был адресован детям и молодежи. Поэтому бои показаны несколько схематично, условно, «не страшно», в отличие от главных персонажей, любовно «выписанных» сценаристами, режиссерами и актерами. Интернациональный экипаж, состоящий из поляков и грузина с фамилией Саакашвили (в сериале, правда, его переименовали в Сакаашвили, но в сценарии был именно первый вариант) воюет ярко и весело, попадая из опасных ситуаций в комические (а иногда и в те, и в другие одновременно). Герои влюбляются в симпатичных боевых подруг и в конце даже женятся – словом, это замечательный образец военно-приключенческого жанра. И, конечно, там есть обаятельный пес Шарик!
И конечно же, для закрепления праздничного настроя попробуйте вместе с ребенком создать поделки в честь праздника. Вот несколько идей поделок, которые можно сделать с детками:
аппликация «Награды и медали войны» поможет вашему малышу закрепить знания о наградах, которые получали герои Великой Отечественной войны.
«Пилотка» - конструирование из бумаги. Эта поделка поможет вам рассказать об особенностях обмундирования различных видов войск.
«Обелиск» - поделка из бросового материала познакомит ребенка с памятниками героям Великой Отечественной войны.
«Парад войны» - позволит ребенку научиться рисовать группу людей, марширующих друг за другом.
«Праздничный салют над городом» - для создания салюта можно использовать самые разные техники. Например, рисование способом тычка (набивка жёсткой полусухой кистью), раздувание краски, «рисование солью», рисование с техникой «граттаж», рисование по-сырому, рисование с помощью оттисков и штампов. Для изображения салюта хорошо подойдет рисование с помощью мыльных пузырей.

И конечно же, в сам день победы хорошо бы сходить на парад или сходите возложить цветы к мемориалу славы. Можно сходить на экскурсию в музей, где опытный специалист расскажет детям о местных героях, покажет интересные материалы о войне. Это для детей будет и полезно и познавательно. Ведь знать историю родной страны и города, в котором живешь, нужно.

Подойдите во время праздника к ветеранам и подарите им цветы, сирень, гвоздики, тюльпаны. Пусть дети посмотрят, сколько медалей у ветеранов. Они получили их за героизм, за отвагу. За то, что помогли нам жить под мирным небом. Ветеранов осталось очень мало, скоро дети не смогут их увидеть совсем. Поэтому, давайте расскажем детям о празднике, пусть у них в сердцах живет благодарность к людям, которые сделали все, чтобы мы жили под чистым небом и радовались жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий