вторник, 7 апреля 2015 г.

ЛЕПИМ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ




Я не сомневаюсь, что многие из вас знают о пользе занятий лепкой. Ведь это не просто творчески интересное и увлекательное занятие, но и прекрасное упражнение для развития мелкой моторики, которое ненавязчиво совершенствует мелкие движения пальчиков.
Однако, легко сказать - заниматься лепкой! А вот как это сделать, с чего начать, как заинтересовать ребенка?

ИЗ ЧЕГО МОЖНО ЛЕПИТЬ?
Материалов для лепки существует множество, но начинать знакомить с лепкой маленького человечка лучше с помощью СОЛЕНОГО ТЕСТА. Оно более эластичное и податливое маленьким пальчикам. И не так страшно, если юному исследователю захочется попробовать его на вкус.
В интернете существует множество рецептов соленого теста. Можно его сделать цветным используя натуральные или искусственные красители. Готовое тесто можно неделю хранить в холодильнике. Готовые изделия обычно сушатся на воздухе или запекаются на слабом огне в духовке.
Если вы собираетесь познакомить ребенка с ПЛАСТИЛИНОМ, то особое внимание нужно уделить его качеству. Современные производители предлагают огромный ассортимент пластилина - от твердых брусочков до мелких шариков в клеящей массе. Хороший пластилин характеризуется эластичностью и податливостью. Он легко катается руками и по любой поверхности. Пластилиновое изделие не должно разваливаться на составные части. Материал не должен крошиться даже после застывания и быстро восстанавливать первоначальные свойства.
Слишком мягкий пластилин будет липнуть к рукам и поверхностям, марая их, лепить из него достаточно трудно. Слишком твердый пластилин тяжело размять до нужного состояния. Этот процесс делает пальчики ребенка сильными, но, к сожалению, он не очень увлекательный и может отбить у малыша интерес к лепке.
Основной плюс пластилина – многообразие цветов. Следует помнить, что сама фактура пластилина может не нравиться ребенку на ощупь. В этом случае, лучше предложить ребенку другие материалы для лепки.
ГЛИНА – прекрасный материал для лепки, податливый, легко смывается обычной водой. Изделия из глины можно высушить и потом расписать красками. Некоторым детям не нравиться лепить из глины, потому что она пачкает руки во время лепки. Кроме того, следует помнить, что глина пересушивает кожу рук.
Интересный материал для лепкиВОСК. Он приятен на ощупь и на запах, но он очень быстро остывает и твердеет, поэтому из воска хорошо лепить с детьми старше трех лет, а маленькие просто не успевают сообразить, что нужно сделать. Для работы с воском, его разрезают на кубики 3 на 3 см, погружают в горячую воду, и лепят, пока воск теплый. Воск остается мягким 3-4 минуты, потом застывает.
КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЕНКА ЛЕПКОЙ?
Если вы просто дадите ребенку коробку пластилина, вряд ли это вызовет у него интерес и творческое вдохновение. Он может поэкспериментировать с новым материалом – отщипывать кусочки, смешивать их, скатать их в один большой комок неопределенного цвета, размазать по доске, столу и ближайшим поверхностям. И это чудесно – ребенок исследует и изучает (многие родители делают ошибку, считая, что такое экспериментирование с пластилином – это не лепка, а баловство … и убирают этот чудесный материал, забывая о нем).
Но для того, чтобы привить интерес к лепке, недостаточно простого экспериментирования с пластилином и другими материалами. Вот несколько простых правил, которые помогут вам поддержать и направить детскую активность на занятия лепкой:
1.      Необходимо участие взрослого. Важно помнить, что во время занятий лепкой вам нужно быть рядом со своим ребенком (в идеале - сидеть с ним рядом и тоже лепить).
2.      Используйте самые разные варианты для лепки. Пробуйте и экспериментируйте вместе в ребенком.
3.      Лепите вместе с ребенком. Следует понимать, что самостоятельно и более-менее осмыслено лепить дети начинают после 2.5-3 лет. До этого времени, вы просто необходимы ему как соавтор и соучастник в создании шедевров.
4.      Необходимо организовать рабочее место и подготовить материалы, необходимые для лепки (с возрастом приучайте ребенка само подготавливать место для занятия, и соответственно - убирать его после завершения занятия).
Что необходимо для занятий лепкой, помимо самого пластилина:
·  рабочая доска, изготовленная из пластика, дерева или любого другого материала;
·  стека, так называемый нож для резки материала;
·  пластмассовая скалочка для раскатки пластилина;
·  формочки, штампы в форме фигур животных, овощей, фруктов и других предметов;
·  контейнеры для хранения пластилина и/или поделок из него;
·  картон для выставки поделок;
·  тряпки для рук и/или уборки рабочей поверхности;
·  рабочая одежда для ребенка (старая футболка, фартук с нарукавниками для творчества) и пр
С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Поскольку материалы для лепки отличаются фактурой и свойствами, то и приемы работы с ними будут различными. Разберем, как знакомить ребенка с различными материалами для лепки.
ТЕСТО (соленое или сладкое - дрожжевое или песочное)
Первые 2-3 раза дети знакомятся с материалом, поэтому задания должны быть совсем простые. Еще увлекательнее для малыша будет, если вы обыграете эти простые действия. Что могут дети в полтора-два года делать из соленого теста?
-отщипывать кусочек (например, чтобы покормить цыпленка и т.д)
-прилеплять кусочек (дорожка для колобка или зайчика, чтобы он не заблудился)
-размазывать тесто пальцем (полянка для коровки)
-плющить тесто всей ладошкой (помогает бабушке месить тесто, чтобы она потом испекла колобка)
- оставлять на тесте следы пальчиками или игрушками (прогулка по полянке)
-катать колбаски (червячки для цыпленка, угощение для щенка)
-катать маленькие колобочки одним пальчиком (зернышки для курочки)
-катать большие колобки ладошкой (мячики для клоуна)
-резать стекой колбаску (угощение для игрушек)
-из шариков, которые катает мама, плющить пальцем маленькие лепешки (дорожка и т.д)
Задания для малышей 2-3 лет:
Работа с шаблонами: мама вырезает шаблоны и просит ребенка их облепить тестом, а затем украсить – блестки, бусинки, крупы и т.д. Детей постарше можно попросить стеком обвести контур шаблона.
Работа с формочками: мама раскатывает соленое тесто слоем около 7-10 мм, малыш с помощью формочек вырезает из него фигурки. Если фигурки высушить, то можно потом их раскрасить и использовать как украшение или игрушку.
Работа с различными материалами: в толстый слой теста малыш может втыкать палочки (строить заборчик), веточки (получится лес), желуди, горох, фасоль (сажаем огород) и т.д. Можно сделать из синего теста аквариум – в большой кусок синего теста втыкать камушки, ракушки и картонных рыбок. Можно добавить песок и камушки из пшена и фасоли. Можно создать целый город - втыкать в тесто картонные домики и машинки.
Отпечатки на тесте: с помощью различных предметов, малыш создает на толстом слое теста различные фактурные следы. Используйте самые разные материалы (игрушки, ткани, природные материалы и т.д)
Выкладывание на тесте: с помощью крупы и природных материалов малыш может украсить тесто. Это может быть торт, домик , платье феи и т.д. Не стоит сразу давать много крупы (пусть это будет 5-6 горошин, фасолин и т.д.). Следите, чтобы ребенок не просто пересыпал предметы, предложенные ему для украшения, и именно вдавливал их в тесто.
Облепливание тестом: обмазывая тестом различные бросовые материалы (баночки, коробочки, кубики, крышки, стаканчики от йогурта и т.д.), ваш малыш сможет создать удивительные поделки (вазочки, панно, домики, животных и т.д).
ПЛАСТИЛИН
При работе с пластилином можно использовать те же задания, которые предлагают малышам при работе с тестом. Однако фактура пластилина другая, и следовательно, приемы и методы работы с пластилином имеют свои особенности. Итак, что можно предложить детям 2-3 лет при работе с пластилином:
- закрашивать шаблон пластилином,
- делать пластилиновую картину,
- процарапывать палочкой, зубочисткой или спичкой слой пластилина,
- лепить объемную картину - барельеф,
- картины с рамкой из колбасок,
- картины из колбасок
- обмазывание пластилином
- обкатывание в крупе
С детьми 2-2.5 лет можно пользоваться техникой долепливания: мама лепит домик, а малыш - трубу и окошки, мама лепит колобка или зайчика, а малыш - глазки. Постепенно можно переходить к лепке фигурок из нескольких частей (в интернете и в книгах имеется множество пошаговых инструкций по лепке). Также можно познакомить ребенка с техникой вытягивания и выщипывания - не из отдельных частей собирать предмет, а искать внутри спрятанные лапки, ушки.
ГЛИНА
В зависимости от возраста ребенка вы можете выбрать несколько вариантов лепки.
- создание фигурки из цельного куска глины. Для этого пальцами сформируйте необходимую форму. А ребенок с помощью несложных приемов выдавливания и прищипывания может создать из основы фигурку.
- вырезание стеками. В данном случае глина должна быть достаточно плотной, даже слегка затвердевшей, чтобы ребенок мог отсекать стеками ненужные кусочки для для придания формы глиняному комку.
- заливка гипсовых форм. В формочки необходимо влить раствор из глины и оставить застывать.
- рельефная лепка. При рельефной лепке на ровный слой глины наносятся всевозможные мелкие детали – цветы или лепестки, например.
- отпечатки на глине. Можно раскатывать глину через кусок ткани разной фактуры, а потом на ней отпечатывать ключик или листочек, или игрушку.
Любую глиняную поделку необходимо высушить. Для этого помещают ее в прозрачный полиэтиленовый пакет и оставляют как минимум на трое суток. Высохшая глина намного легче и светлее, чем сырая. Через пару дней глиняную поделку можно дополнительно подсушить в микроволновой печи или в духовке (в микроволновую печь поделку помещают на две – три минуты; духовку же разогревают до 300 градусов, и оставляют там поделку примерно на 20 минут).
После того, как изделие полностью высохнет, можно приступить к его покраске. Для окрашивания глины разумнее всего использовать гуашь. Гуашь замечательно ложится на глиняную поверхность, дает очень яркие, насыщенные цвета. А самое главное – гуашь совершенно безвредна для ребенка. После того, как покраска завершена, и изделие высохло, нанесите на него равномерным слоем обыкновенный клей ПВА. Он придаст изделию не только прочность, но и потрясающий блеск. Однако проследите за тем, чтобы клей наносился только на высохшую краску, в противном случае рисунок может получиться смазанным.

Желаю Вам замечательно провести время с ребенком, создавая неповторимые шедевры!

Комментариев нет:

Отправить комментарий