суббота, 18 апреля 2015 г.

ПЕРВЫЕ ШАГИ К ЧТЕНИЮ

А давайте представим на минутку - перед вами японские иерогливы и учитель вам говорит, что вы будете учиться их читать и писать. И вы знаете, что изучение иерогливов изменит вашу жизнь, сделает вас взрослее...Что вы будете чувствовать?...Волнение, тревогу, любопытство, радость...Эти чувства охватывают и ребенка во время первых шагов на пути к чтению. Как помочь ему познакомиться с буквами? Именно об этом мы поговорим в сегодняшней статье...
Давайте на первом занятии забудем о чтении, буквах и поговорим ....о звуках. Познакомим ребенка с понятием "звук".  "Звуки – это то, что мы слышим и можем произносить. Звуки бывают неречевые и речевые. Неречевые звуки издают животные, птицы, транспорт. И мы можем издавать неречевые звуки, например, хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами. А речевые звуки произносит только человек, когда разговаривает. Это звуки нашей речи". Попросите ребенка издать неречевые или речевые звуки. Вы удивитесь, с каким удовольствием он подхватит эту игру. Также  предложите ему несколько фонематических игр (подробнее о развитии фонематического восприятия читайте тут).

"Рисование шумов": прослушиваются аудиокассеты с записями голосов птиц, дельфинов, лягушек; шумом дождя, лесного ручейка и морского прибоя; с записями произведений различных композиторов. Дети должны узнать звуки, назвать и нарисовать образ услышанного.
 "Слушай, пробуй, как звучит": вместе с детьми исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Пусть дети изменяют громкость, темп звучания. Как дети, так и взрослые с удовольствием стучат, топают, бросают, рвут, хлопают, шуршат и т.д.
"Поймай звук": взрослый договаривается с ребенком, какой звук нужно поймать. Затем взрослый или ребенок произносит гласные или согласные звуки, а второй участник игры должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
На следующем занятии попробуйте вместе с ребенком разобраться, что  же такое буква. "Буква - это графический знак для отдельного звука языка".  Для понимания символического характера буквы предложите ребенку окунуться в историю письменности.  Но для начала предложите ему ответить на вопрос: "Для чего нужна письменность?"  Пусть он сам попробует прийти к выводу, что "письмо - это  визуальный способ передачи информации". Предложите ему игру, которая поможет понять, насколько важно было для человека придумать систему передачи информации :)
"Испорченный телефон" Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Первый участник тихо произносит послание своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст ссообщение ”по телефону”. Последний участник должен произнести его вслух. Так или иначе, последнее сообщение будет заметно отличается от того, которое передавалось первым участникам.
Эта веселая игра сможет показать ребенку, что устная речь может искажаться и неправильно передаваться. и необходимо что-то, что поможет делиться информацией с другими без искажений :)
И вот теперь настало время познакомить ребенка с историей возникновения письменности. Возможно ему будет интересно отправить или прочитать сообщение с помощью "предметного письма" или "пиктографии"... А может быть ему удастся изобрести свой способ письменности :) Вот несколько игр для закрепления истории возникновения письменности:


"Письмо для царя Дария": После знакомства ребенка с легендой о Дарии, предложите ему прочитать письмо, "написанное" вами из подручных предметов... После попыток прочтения ребенок самом может составить свое послание для вас или для кого-нибудь из близких :)
"Рисуем пиктограмму": Ребенок должен "записать" предлагаемые вами слова и словосочетания в виде рисунков и затем, по истечении определенного времени, правильно вспомнить их, "прочитав" свои рисунки. (Интереснее и труднее всего рисовать такие абстрактные понятия как "Добро", "Зло", "Счастье", или эмоциональные состояния и чувства "Радость", "Гнев", "Печаль". Попробуйте и вы изобразить эти понятия, а потом сравните с рисунками малыша).
Пподробнее с историей возникновения письменности  можно познакомиться в книгах:  Михаил Пегов "Почта: от наскального рисунка до электронного письма" (серия "Настя и Никита" ), Валерий Воскобойников "Святые Кирилл и Мефодий" (серия "Рассказы о святых"). А с помощью книги Светланы Прудовской "История букв своими руками" вы научитесь создавать книги с пиктограммами, изучите простейшие приемы криптографии, слепите письмо-лепёшку, разгадаете не одну историческую загадку и многое другое.
Для чего же необходим такой экскурс в историю возникновения письменности? Ребенок начинает понимать, что буква - это рисунок, символ звука, придуманный в давние времена и  используемый для удобства передачи информации. Теперь изучение букв станет для него настоящим исследованием, интересным и познавательным процессом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий