пятница, 3 апреля 2015 г.

КАК РАЗВИВАЕТСЯ ЗРЕНИЕ РЕБЕНКА ДО ГОДА

Каждый из нас знает, что со дня появления на свет зрение помогает ребенку постепенно развиваться физически, умственно и эмоционально.Однако в отличие от других органов чувств – слуха, обоняния, осязания, вкуса,  которые которые работают практически в полную силу с рождения, для зрения необходимо некоторое время для развития. И хотя физически глаза способны видеть сразу же после рождения, мозг новорожденного еще не готов обрабатывать всю поступающую визуальную информацию. Так как же происходит развития зрения у детей?
0-1 месяц.
Зрение только что родившегося малыша оценивается на уровне ощущения света - все его реакции ограничиваются тем, что он щурится от очень яркого света, чуть позже начинается поворачивать в источнику света глаза. Уже ко второй недели жизни ребенка у него появляется кратковременная фиксация (на несколько секунд) при медленном движении предмета перед лицом ребенка - на расстоянии 20-30 см от себя – это расстояние от вашего лица до лица ребенка, когда вы держите его на руках. Поэтому самый интересным объектом для ребенка в этот период является – ваше лицо (контрастные узоры начнут интересовать его чуть позже).
Что важно в этот период: родителям следует помнить, что потребность в свете у малыша, выше чем у взрослого человека. Хорошее освещение - важный фактор в развитии зрения. Когда ребенок бодрствует, ему необходим естественный солнечный свет. Во время ночного сна можно использовать ночник для создания сумеречного света.
 1-2 месяца.
К месячному возрасту,  формируется устойчивая фиксация двумя глаза и малыш может недолго задерживать на чем-либо  взгляд  и также ненадолго  за этим "чем-то" следить  (речь идет  о секундах). Он охотно следит глазами за крупными яркими игрушками, которые находятся в поле его зрения на расстоянии до 75 сантиметров и медленно передвигаются по горизонтали. Цветовое зрение развивается параллельно с отстротой зрения, и поэтому желательно, чпредпочтение следует отдавать красным, жделтым и зеленым цветам и их оттенкам.
Что важно в этот период: на данном этапе развития ребенка возникает предпочтение смотреть на контраст­ные простые фигуры (черно-белые полосы, круги и кольца и т.д.), движущиеся контрастные объек­ты и вообще новые предметы. Ребенок начинает рассматривать детали лица взрослого, предметов, узоров. Можно использовать карточки с черно-белыми изображениями.
2-4 месяца.
Уже в начале этого периода родители отмечают, что малыш начинает активно следить за предметами, возможность сопровождать взглядом  движущийся предмет заметно  улучшается. В 4 месяца ребенок уже свободно смотрит куда угодно - и вверх, и  вниз, и  в  стороны. Также в трем месяцам малыш начинает радоваться ярким цветам и подвижным игрушкам-модулям.
Что важно в этот период: для того, чтобы ребенок научился правильно видеть, не стоит вешать перед ним игрушки на близком расстоянии (меньше 40 см) - он не сможет их толком разглядеть, но появляется риск развития косоглазия. Следует помнить, что в первые два месяца жизни едва заметное косогласие является нормой. Это связано с тонусом глазодвигательных мышц, незрелостью коры и глазодвигательных центров головного мозга.
4-5 месяцев.
У ребенка начинает развиваться восприятие глубины. Уровень развития моторики и отделов мозга, отвечающих за зрение, позволяют ему координировать свои движения и схватить видимый объект. Кроме того, сетчатка глаза ребенка развивается настолько, что он уже способен различать мелкие детали предметов. Он может переводить взгляд с близкого предмета на отдаленный и обратно. Также к этому возрасту ребенок начинает осознавать постоянство предметов (понимать, что вещи существуют и тогда, когда он их не видит)
Что важно в этом возрасте: предлагайте ребенку игрушки, которые легко взять в руку - погремушки, колечки и т.д. Игры, в которые с удовольствием играют дети этого возраста:
исчезновение-появление предметов из поля зрения малыша,
"прятки" с платочком - под платочком может прятаться как мама, так и игрушки :)
 ощупывание предметов - дайте возможность ребенку совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания.

6 - 12 месяцев.
Уровень развития зрения позволяет ребенку активно рассматривать и обследовать свое ближайшее окружение. Он замечает мельчайшие детали окружающей обстановки. В этом возрасте малыш уже берет предметы, для того, чтобы их рассмотреть. Его начинает интересовать взаимосвязь окружающих предметов. Ребенок воспринимает предмет, не только в целом, но и по частям. Он начинает искать предметы, которые внезапно исчезают из поля его зрения (понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте). острота зрения все больше увеличивается. Ребеное уже начинает различать простые геометрические фигуры, картинки в книжках.
Что важно в этом возрасте: ребенок с удовольствием рассматривает картинки в книжках. Вот несколько игр, способствующих развитию зрения:
Прослеживание, предсказание действий (необходимы шарики одинакового размера, но разного цвета; шарики одного цвета , но разного размера, картонный желобок около 50 см и опора для него): возьмите малыша на руки, поддерживая туловище. Поместите перед ним желобок, создайте наклон. Привлеките внимание ребенка к тому, что Вы делаете : "А что мы тут такое делаем? Мы сейчас шарики катать будем!" Если малыш смотрит - покажите ему шарик и положите на верхнюю часть желобка, Наблюдайте за тем, как ребенок смотрит на движущийся шарик. Поставьте посередине желобка картонный экран и пустите шарик . Понаблюдайте за поведением ребенка: Во время "исчезновения" шарика малыш долженн переводить взгляд на противоположный край экрана. Это говорит о том, что ребенок знает, как должно протекать дейтвие. Он его предсказывает!
Цветное зрение (необходимы шарики одного размера, но разного цвета, картонный желобок и опора): пустите по желобку первый шарик и перехватите его за экраном. Замените его на шарик другого цвета. Малыш удивился? Значит он различает цвета
Размер (необходимы шарики разного размера): выполняются те же действия с шариком, но шарик перехватывается и меняется на шарик большего размера. Ребенок удивился? Значит он понимает разницу в размере.


Следует помнить, что зрение развивается весь период дества. В возрасте от 3 до 4 лет зрение ребенка становится почти таким же, как и у взрослого человека.

Комментариев нет:

Отправить комментарий