четверг, 19 мая 2016 г.

КАК СОХРАНИТЬ РОДНОЙ ЯЗЫК


 Этот вопрос очень часто слышу от родителей, волею судеб оказавшихся в стране, где язык окружения ребенка отличается от языка, на котором принято говорить дома. И возникает этот вопрос чаще всего в так называемые кризисные периоды для овладения речи. Что это такое и как поддержать родной язык, мы с вами сегодня и поговорим...

В речевом развитии детей-билингвов выделяют несколько кризисов. Первый кризис наступает в 6 лет и чаще всего связан с поступлением ребенка в школу. Это период, когда существенную роль в жизни ребенка начинает играть учитель и ведущим становится язык школьного обучения. Он начинает лучше и быстрее развиваться. Второй ("материнский ") язык остается на том уровне, который требуется для общения с родителем. А как показывает практика, в быту мы используем минимум своего огромного речевого запаса. И вот тут, при сравнении уровней владения "родным" языком и языком среды, развенчивается одна из частых родительских иллюзий - "Мой ребенок владеет русским языком!" И перед многими родителями возникает вопрос: можно ли поддержать родной язык ребенка? 
Второй кризис, так называемый кризис идентичности, застигает ребенка в возрасте от 12 до 18 лет (зависит от ребенка). В этот период подросток по-новому смотрит на свою самобытность, у него формируется представление о себе, своем месте в социуме, своей системе ценностей. Вопрос об идентичности (принадлежу ли я к одному народу или к другому народу) особенно остро стоит у билингвов. И тут перед родителями возникает вопрос: что нужно делать, если у ребенка не совпадает родной язык, родина и идентичность?
И третий кризис овладения языком наступает при вступлении в самостоятельную взрослую жизнью В этот период языковые приоритеты во многом определяются профессиональными интересами. В этот период также может измениться отношение человека к своему двуязычию. насколько остро и как будет протекать этот кризис зависит от тех ценностей, которые были заложены ранее, во время семейного воспитания.
Обучение родному языку – это всегда выбор семьи, именно семья, родители решают, будет ли ребенок использовать родной язык родителя/родителей. Создание условий для использования языка также ложится на плечи родителей, и требует от них систематичности, родительской воли и контроля. Как показывает практика, большинство проблем детей-билингвов возникает в том случае, если "условия воспитания не гарантируют образования более или менее самостоятельной сферу приложения каждого языка, когда ребенок отдан во власть случайной смеси языковых систем, когда детское двуязычие развивается стихийно" (Л.С, Выготский).
Итак, что же необходимо сделать, чтобы сохранить родной язык ребенка-билингва?
1. Прежде всего, необходимо расширять границы использования зяка: общаться, общаться в семье, общаться с родственниками, общвться со сверстниками, общаться с другими носителями языка. Стараться максимально обеспечить ребенка площадками для использования живого языка.
2. Углублять, усложнять уровень общения с ребенком: затрагивать как можно более сложные темы, постараться заинтересовать ребенка литературой, фильмами, культурой родного народа. Ведь быть билингвом - это не просто владеть вторым языком, это значит быть носителем другой культуры, уметь понимать другую ментальность, ощущать свою принадлежность к людям, той или иной народности. И конечно же, сохранять от разрушения и развивать свой собственный русский язык, чтобы и ребенку было о чем с вами поговорить.
3. Важно не переусердствовать. Не стоит организовывать многочасовые домашние уроки. Обучение языку должно быть ярким, занимательным и привлекательным для ребенка. 15 минут в день достаточно для поддержания русского языка, но это должны быть системные и последовательные 15 минут, насыщенные эмоциями и интересными активностями.
Отлично, если у вас есть возможность посещать субботние школы или школы дополнительного образования. Помимо уроков русского языка должны быть и другие уроки на русском языке - математика, шахматы, рисование, астрономия и т.д. Именно так создаются сферы употребления языка. Дополнительные занятия на русском языке формируют умение думать по-русски, выражать себя по-русски, учат словотворчеству, диалогическому общению и позволяют ребенку свободно обращаться с языком. Мне посчастливилось познакомиться со многими преподавателя русского языка из разных стран Европы. Практически про каждого из них можно сказать, что это яркая творческая личность, любящая и уважающая русский язык и русскую культуру. И это очень важно - формировать у ребенка положительный образ России и русских людей, а значит, и вас самих как части русской культуры. Следует избегать при общении с ребенком негативных высказываний как об исторической родине ребенка и его родителей, так и о стране проживания и ее жителях. И даже к уроках русского языка следует относиться с уважением. Разрешение пропускать уроки в русской школе без уважительной причины - это обесценивание русского языка, принижение "русскости" ребенка по сравнению с его другими, иностранными корнями.
Сохранить родной язык ребенка не так легко, и конечно же, родителям требуется поддержка и помощью Именно поэтому многие родители объединяются и создают субботние школы или школы дополнительного образования (например, школа "Веселые ребята" или школа "Ступеньки" у нас в Любляне, Словения), участвуют в международных лагерях (например, семейные и подростковые смены), организовывают систематические познавательные мероприятия и детско-родительские встречи. Все это  - мероприятия, объединяющие и вовлекающие ребенка в увлекательный мир русского языка. 
Поделитесь, а как вы сохраняете и поддерживаете русский язык своего ребенка?

Комментариев нет:

Отправить комментарий