понедельник, 11 апреля 2016 г.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ДЕТИ

Обычно родители задумываются о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Многие проблемы возникают из-за того, что под самостоятельностью родители понимают такое поведение ребенка, когда он без подсказки делает то, что нужно родителям. Однако, следует помнить, что самостоятельность - это, прежде всего, умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия. Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. В зависимости от возраста ребенка, понимание его самостоятельности будет разным.

Уже в 1—3 года у ребенка начинают появляться первые признаки самостоятельных действий. В этом возрасте самостоятельность проявляется как способность занять себя, заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых. РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он уже может сделать сам. Если ребенок научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно!
2. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Если планируете вмешаться в действия ребенка, то спрашивайте у него разрешение помочь ему. Но следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует оградить его от этого, даже если он не просит об этом.
3. Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. Главное - не смейтесь над неумелыми попытками ребенка и не прерывайте их словами "Не мешай!", "Отойди", "Ты еще маленький, не справишься", "Я сам(а) все сделаю" и т.д. Если у малыша что-то не получается, обязательно ободрите его и деликатно объясните, что он делает не так.
Особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется у детей в 3 года, когда ребенок то и дело заявляет "Я сам!!!". В  этом возрасте самостоятельность может также маскироваться под другие свойства, например, негативизм или нетерпеливость. Пресекая подобное поведение, родитель ограничивает развитие самостоятельности ребенка. Выход из этой ситуации - направление активности и инициативности детей в мирное русло. РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Необходимо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. При этом можно помочь с выбором, не забывая обосновывать свои предложения. Можно начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его мнение при выборе продуктов.
2. Нужно постепенно приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Следует помнить как родителям, так и детям, что абсолютная свобода – это вседозволенность. Проявления самостоятельности не должны выходить за рамки принятых норм.
3. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Например, если ребенок не собрал игрушки, не спешите собирать их за него. Когда он пожалуется, что неудобно ходить по комнате среди игрушек или пожалуется, что нет места для постройки дороги, обратите его внимание на беспорядок и предложите убрать разбросанное на свои места.  
Для детей 3-7 лет самостоятельность является лишь эпизодической характеристикой поведения. Ребенок свободно ориентируется, принимает решения и сам находит способы достижения своих целей в рамках ведущей деятельности - игры. Задача родителя на этом этапе не столько развить самостоятельность, сколько не подавить ее. РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Следует постепенно формировать у ребенка умение найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых. Для этого малышу необходимо четко представлять себе алгоритм действий: как и что именно нужно делать. Очень часто дети приходят к родителям с жалобой, что не знают, во что поиграть и чем заняться. Предлагайте несколько вариантов проведения времени без вас (например, выбрать книжку для чтения на ночь, нарисовать вам картинку, подготовить атрибуты для игры, в которую вы потом вместе будете играть). Пусть ребенок сам выберет занятие из предложенных, а может быть и сам придумает игру.
2. Для развития самостоятельности необходимо тренировать конкретные навыки. Сложно быть самостоятельным, если у тебя нет навыков разных типов деятельности. Важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту (например, прибирать свой уголок с игрушками, или поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола, помощь в уходе за домашним питомцем и др.)
3. Не следует излишне опекать ребенка и полностью устранять от действий. Да, чаще всего, нам проще покормить малыша с ложечки, чтобы потом не пришлось отмывать всю кухню; самим одеть ребенка, чтобы не торопиться потом на автобус и т.д. Все родители иногда так поступают. Но если такой стиль заботы становится привычным, то в итоге вам придется опекать своего ребенка еще очень-очень долго.
К период с 7 до 14 лет самостоятельность постепенно становится относительно устойчивой особенностью личности ребенка. Ребенок начинает осознавать, что самостоятельность не означает полной свободы действий: она всегда удерживается в рамках принятых в обществе норм и законов, и что самостоятельность — это не любое действие без посторонней помощи, но действие осмысленное и социально приемлемое. РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Не командуйте ребенком. "Сколько можно тебе говорить одно и то же!" – это очень частый возглас мам и бабушек. Вы сами понимаете, что нет никакой пользы от многократного повторения, они лишь раздражают. Когда вы приучаете ребёнка к постоянным командам, выбор для него сводится к одной-единственной альтернативе: или подчиняться вашим командам, или игнорировать их.
2. Не стоит верить, что у ребенка «ничего не получается». Роль беспомощного не полезна ни для самооценки ребенка, ни для ваших отношений. Поэтому учите его просить: «Помоги мне, пожалуйста!». И обязательно дайте ему шанс что-то сделать саму, ведь хоть что-то ребенок всегда способен сделать — и надо дать ему такую возможность. Не забудьте оценить то, что у него получилось, — или хотя бы его старания.
3. Ставьте перед ребенком четкие и конкретные цели и задачи. Например: «после обеда нужно убирать со стола свою тарелку», а не «надо убирать за собой!». Объясняйте ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Чем больше общения, тем лучше.
В возрасте от 14 до 18 лет ребенок отделяется от родителей, стремится к независимости, самостоятельности, «хочет, чтобы взрослые не лезли в его жизнь». К концу подросткового возраста при правильном развитии самостоятельность формируется окончательно: ребенок не просто умеет что-то делать без посторонней помощи, но и брать ответственность за свои поступки, планировать свои действия, а также себя контролировать и давать оценку результатам своих действий. РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Научитесь «отпускать» своих детей, избавляйтесь от привычки руководить их жизнью. Если ваш ребенок столкнулся со сложной проблемой, всегда стоит сначала подумать: чья это проблема — его или ваша? Откажитесь от собственной ответственности за решение проблем ребенка. Учитесь доверять тому, что ваш ребенок может сам принимать правильные решения во всех случаях, касающихся лично его. Дайте ребенку понять и почувствовать ваше доверие.
2. Не путайте ответственность с послушанием и исполнительностью. Ребенок обязан отвечать за каждый свой проступок — это и понимается под ответственностью. Например, родители говорят: "У тебя в комнате ужасный бедлам! К вечеру все убери". Однако чем старше ребенок, тем больше вероятность того, что он не сделает того, о чем его просят. Почему? Да потому что он сам не считает это беспорядком, его мнения никто не спрашивал и выбора не предоставлял. Приучить к порядку подростка, если это ему и раньше было не свойственно, практически уже невозможно. Настаивайте на соблюдение чистоты в тех помещениях, которыми пользуются все члены семьи.
3. Не спешите удовлетворять все потребности подростка. Если подростку каждый день предоставляется готовая еда, если у него всегда убрано в квартире, в нужный момент появляются одежда, компьютер, книги, деньги на отдых, то у него просто нет никаких стимулов становиться самостоятельным. Для того чтобы избежать ссор, договоритесь о том, что постепенно вы будете сокращать свое финансовое "присутствие" в жизни ребенка. Не скрывайте от подростка информацию о том, сколько вы на него тратите. Когда сын или дочь становится старше, расходы возрастают — родители часто вынуждены ограничивать себя. Но ребенок об этом порой даже и не подозревает, привыкая к тому, что все его потребности всегда удовлетворяются.

Уважаемые родители, именно от вас зависит, сможет ли выросший ребенок стать взрослым свободным человеком, который в состоянии нести ответственность за себя и за своих близких. Если вы будете спокойны, доброжелательны, но тверды, ваши усилия вернутся вам благодарностью.

Комментариев нет:

Отправить комментарий