суббота, 2 апреля 2016 г.

2 АПРЕЛЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ИНФОРМИРОВАНИЯ ОБ АУТИЗМЕ

Ежегодно 2 апреля отмечается день информирования об аутизме. Мое знакомство с аутизмом началось на втором курсе университета, когда я начала работать при лаборатории, организованной на нашей кафедре специальной психологии. Студентам предлагалось проводить занятия с детьми, которые на тот момент не охватывались системой специального образования. Это были дети и с ДЦП, и с умственной отсталостью, были и дети с аутизмом. И именно тогда и началась моя трепетная любовь к этим необычным людям :). Итак, немного информации об аутизме.

Аутизм, также как и синдром Дауна - состояние врожденное, оно остается на всю жизнь. Аутизм – это нарушение функционирования головного мозга, а значит развитие человека с таким состоянием имеет свои особенности. Такого человека отличают определенные схемы поведения (паттерны) и особенности коммуникации. Он особым образом ведет себя среди людей, особым образом общается и воспринимает информацию. Как правило, такой человек испытывает сложности в общении, которые возможно преодолеть при помощи специалистов. Есть исследования, которые показывают, что расстройства аутистического спектра и гениальность имеют общие черты. Но говорить о том, что все люди с аутизмом гениальны – неверно.
Еще 10-15 лет назад аутизм считался редким заболеванием: всего 1-5 человек на 10 тысяч. На сегодняшний день аутизм — самое часто встречающееся нарушение развития – 1 случай на 68. Причины аутизма пока неясны. Аутизм нельзя ни предупредить, ни предсказать. Практика показывает, что такой ребенок может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, социального статуса и уровня образования. Лекарства от аутизма нет, хотя его ищут ученые во всем мире. Но при хорошей психолого-педагогической помощи можно добиться неплохих результатов в развитии такого ребенка.
Специфика аутизма проявляется в первую очередь в дефиците потребности в общении. Дефицит этой потребности может приобретать различные формы - от отрешенности или отвержения, до повышенной ранимости при контактах. Чаще всего особенности расстройств аутистического спектра окончательно проявляются к 2,5-3 годам. Но нужно помнить, что поставить диагноз «аутизм» может только специалист.
Основными особенностями людей с аутизмом являются
— недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
— отгороженность от внешнего мира;
— слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери;
— недостаточно дифференцируют людей и неодушевленные предметы. Из-за этого часто дети с аутизмом кажутся агрессивными. Они могут схватить другого ребенка за волосы или толкнуть его, потому что воспринимают его как неодушевленное препятствие для своих действий;
— недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители. Однако это не значит, что они плохо слышат или видят, наоборот, дети с аутизмом очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, они часто не переносят тикание часов, шум бытовых приборов, капание воды из водопроводного крана;
— приверженность к сохранению неизменности окружающего. Этот феномен проявляется у людей с аутизмом очень рано, даже на первом году жизни. Человек привыкает к среде обитания, которая как бы становиться частью его самого. Не умея выделить себя из среды, человек очень остро реагирует на всяческие изменения - в режиме и атрибутике еды, в привычных деталях окружающего (расположение мебели, игрушек, изменения в одежде) и т.д.; 
— фобии, страхи проявляются у детей с аутизмом очень рано и отличаются разнообразием. Это может быть и страх одиночества, страх высоты, страх лестницы, страх животных, страх темноты, страх бытовых шумов (пылесоса, фена, звука лифта, шума воды в туалете, трубах), страх яркого света или блестящих предметов, страх мокрого (воды, капель дождя, снежинок). Могут быть страхи предметов неопределенного цвета или формы (боязнь всего желтого или боязнь всего треугольного), страх своей тени, страх опредеоенной одежды и т.д.;
— однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движения (вращение кистей рук перед глазами, перебирание пальцев, сгибание и разгибание плеч и предплечий, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр.). Чаще всего стереотипии - это защитная реакция на изменения окружающего мира;
— аутоагрессия — это агрессия по отношению к себе. Причины ее возникновения могут быть самые разные. Это может быть способ получить какие-то впечатления, яркие ощущения или, наоборот, попытка заглушить их. Например, ребенок хлопает себя руками по ушам. Возможно, это реакция на шум, звуки для него слишком громкие. А возможно, у него что-то болит, и так он пытается заглушить боль.
— речевые нарушения при аутизме разнообразны. В более тяжелых формах аутизма наблюдается полная утрата речи, у некоторых, наоборот, отмечается повышенный вербализм, который проявляется в избирательном отношении к определенным словам и выражениям. Например, ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова.
Весьма характерным при аутизме является зрительное поведение, что проявляется в непереносимости взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или взгляд мимо. Для них характерно преобладание зрительного восприятия на периферии поля зрения.
Однообразные игры у детей с аутизмом представляют собой стереотипные манипуляции с неигровым материалом (веревки, гайки, ключи, бутылки и пр.). Дети могут часами однообразно вертеть предметы, перекладывать их с места на место, переливать жидкость из одной посуды в другую.
Интеллектуальные нарушения у детей с аутизмом разнообразны. В большинстве случаев наблюдается умственная отсталость или легкая интеллектуальная недостаточность, и только 15-20 % имеют нормальный интеллект.
Спектр проявлений аутистического характера очень большой. Иногда эти особенности ярко выражены, иногда проявляются у человека только в критических для него ситуациях. У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям – за очень редкими исключениями – можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии “необычного” ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.
Кино и книги о людях, имеющих расстройства аутистического спектра:
"Адам" (2009)
«Антон тут рядом» (2012)
"Без ума от любви" (2005)
"Бен Икс" (2007)
"Карточный домик" (1993)
"Куб" (1997)
"Мальчик, который умел летать" (1986)
"Меня зовут Кхан" (2010)
"Меркурий в опасности" (1998)
"Снежный пирог" (2006)
«Тэмпл Грандин» (2010).
«Человек дождя» (1988)
"Черный шар" (2008)


Комментариев нет:

Отправить комментарий