В нашей семье
вопрос о том, нужно ли учить ребенка русскому языку, если мы живёт в иноязычной
среде, даже не обсуждался :) Ответ для нас был очевидным - НУЖНО. Конечно,
двуязычие, владение двумя языками — это большое достоинство, но одновременно
это и большая трудность как для детей, так и для родителей. Решение обучать
ребенка языку (пусть и родному для него) порождает перед нами, родителями,
множество вопросов:
- как
мотивировать ребенка к изучению языка?
- как
сформировать позитивное отношение к языку?
- как построить
процесс обучения, чтобы не загубить "познавательный драйф" ребенка?
- какими пособиями
и учебниками пользоваться?
И именно с этими
вопросами я оказалась на семинаре Ольги Леонидовны Соболевой "Погружение в
методику", который проходил в Каринтии на базе русской школы
дополнительного образования "Русинка". Это удивительно творческий и
любящий русский язык человек, автор целой линейки учебных книг по русскому
языку для дошкольников и младших школьников. Это не учебники, а особые
фантастические миры со сказочными персонажами, увлекательными приключениями и
неизведанными сокровищницами на каждой книжной страничке. И это позволяет
ребенку учить язык легко и просто! Так в чем же секрет успешного обучения?
- добровольность обучения. Любые дети, а
особенно билингвальные, сопротивляются давлению, не принимают элементов
принуждения и не признают жесткую обязательностью. Поэтому процесс обучения
следует выстраивать на принципе добровольности, и ничего страшного, если иногда
эта добровольность будет иллюзорной. Тексты заданий в учебниках О.Л. Соболевой формулируются
как просьбы или побуждения к действию. Конечно, без директивных обращений в
обучении не обойтись :( Но даже в этом случае, обращения смягчаются
побудительными "попробуй", "а давай", или эмоцией, или
предоставлением выбора (минимум три варианта).
- интересное обучение. Каждый из
учебников создан так, чтобы ребенок не заскучал ни на одной его страничке. Ведь
изучать, читать можно только то, что нравиться. Основной мотив, который вновь и
вновь побуждает детей возвращаться на странички этих книг, - это не оценки,
"и даже не похвала или самоутверждение, а интерес, удовольствие,
извлекаемое из самого процесса учебной деятельности". Главная же цель
взрослого, обучающего ребенка, - это привить интерес и любовь к познанию.
- установка на легкость обучения. Основная
установка, на которую должен быть ориентирован учебный процесс: "все
легко, все происходит само собой, а трудности - это такая игра. Сегодня ты не
стал в ней победителем, завтра - станешь". Материал в учебниках О.Л.
Соболевой подается так, что "трудное не просто кажется трудным, а
действительно воспринимается легко, легко запоминается и усваивается".
Автор убежден, что учить нужно расслабленно. Усилия и старания мешают
раскрепощению ребенка, у него возникает страх ошибки, страх, что он не
справиться, не оправдает ожидания.
- обучение через эмоции, обращение к детской
фантазии.
Для полноценного усвоения материала ребенку нужны эмоциональные стимулы - яркие
метафоры, захватывающие сюжетные картинки, запоминающиеся персонажи. При
подключении эмоциональных процессов, при опоре на эмоциональную память учебная информация
не стирается, а следовательно, становиться не так важно - занимается ли ребенок
языком каждый день, или раз-два в неделю (для билингвов очень важна эта экономия
времени).
- неспешность обучения. Учебники О.Л.
Соболевой - вариативные, "по ним можно работать в классах с различным
уровнем подготовки учащихся (что очень актуально для билингвальных классов),
используя разные пласты учебного материала, изучая его на разных уровнях
глубины, в разном темпе." Так например, начинать работать с букварем можно
уже с 3-х лет. А учебник "Развитие речи" (1 класс) отлично
принимается и подростками. Для билингвов очень важна возможность обучения в
собственном ритме.
- разнообразие и неповторяемость при обучении.
Одно из основных правил О.Л. Соболевой как автора - это неповторяемость
формулировок заданий. Даже правила проговариваются один раз. Монотонность,
также как и скука, разрушают "познавательный драйф" ребенка.
Тренировки и упражнения позволяют ребенку понять и исполнять алгоритм правил,
НО следует избегать натаскивания. Отработка навыка, упражнения губит мотивацию,
творческое начало. Поэтому задача учителя - найти баланс между усвоением навыка
и творческим выражением.
- наглядность обучения. Весь материал
дается с помощью использования "словесной и графической метафоры в учебном
контексте". Работа с книгой всегда начинается с картинки. Иллюстрации в
учебниках О.Л. Соболевой - не просто картинки, а "настоящие наглядные
пособия по грамматике, орфографии и развитию речи". Всё в этом учебнике не
случайно: размещение текста на развороте страницы, сочетание белых и цветных
зон, конкретные сочетания и соотношения цветов, чередование страниц с
иллюстрациями и без них. Всё это позволяет ребенку непосредственно воспринимать
материал через образ-картинку, через "разгадывание" ассоциаций автора
учебника и художника.
Соблюдение всех
этих принципов успешного обучения позволяет создать автору такие учебные
пособия и учебники, с помощью которых ребенок легко и непринужденно учиться
красиво, правильно, точно и свободно говорить и писать на русском языке. А о
том, какие именно техники используются в различных видах учебной деятельности,
мы поговорим во второй части.
Комментариев нет:
Отправить комментарий