понедельник, 30 мая 2016 г.

УЧИТЬ ЯЗЫК ЛЕГКО И ПРОСТО! КАК?(часть 1)

В нашей семье вопрос о том, нужно ли учить ребенка русскому языку, если мы живёт в иноязычной среде, даже не обсуждался :) Ответ для нас был очевидным - НУЖНО. Конечно, двуязычие, владение двумя языками — это большое достоинство, но одновременно это и большая трудность как для детей, так и для родителей. Решение обучать ребенка языку (пусть и родному для него) порождает перед нами, родителями, множество вопросов:
- как мотивировать ребенка к изучению языка?
- как сформировать позитивное отношение к языку?
- как построить процесс обучения, чтобы не загубить "познавательный драйф" ребенка?
- какими пособиями и учебниками пользоваться?

И именно с этими вопросами я оказалась на семинаре Ольги Леонидовны Соболевой "Погружение в методику", который проходил в Каринтии на базе русской школы дополнительного образования "Русинка". Это удивительно творческий и любящий русский язык человек, автор целой линейки учебных книг по русскому языку для дошкольников и младших школьников. Это не учебники, а особые фантастические миры со сказочными персонажами, увлекательными приключениями и неизведанными сокровищницами на каждой книжной страничке. И это позволяет ребенку учить язык легко и просто! Так в чем же секрет успешного обучения?
- добровольность обучения. Любые дети, а особенно билингвальные, сопротивляются давлению, не принимают элементов принуждения и не признают жесткую обязательностью. Поэтому процесс обучения следует выстраивать на принципе добровольности, и ничего страшного, если иногда эта добровольность будет иллюзорной. Тексты заданий в учебниках О.Л. Соболевой формулируются как просьбы или побуждения к действию. Конечно, без директивных обращений в обучении не обойтись :( Но даже в этом случае, обращения смягчаются побудительными "попробуй", "а давай", или эмоцией, или предоставлением выбора (минимум три варианта).
- интересное обучение. Каждый из учебников создан так, чтобы ребенок не заскучал ни на одной его страничке. Ведь изучать, читать можно только то, что нравиться. Основной мотив, который вновь и вновь побуждает детей возвращаться на странички этих книг, - это не оценки, "и даже не похвала или самоутверждение, а интерес, удовольствие, извлекаемое из самого процесса учебной деятельности". Главная же цель взрослого, обучающего ребенка, - это привить интерес и любовь к познанию.
- установка на легкость обучения. Основная установка, на которую должен быть ориентирован учебный процесс: "все легко, все происходит само собой, а трудности - это такая игра. Сегодня ты не стал в ней победителем, завтра - станешь". Материал в учебниках О.Л. Соболевой подается так, что "трудное не просто кажется трудным, а действительно воспринимается легко, легко запоминается и усваивается". Автор убежден, что учить нужно расслабленно. Усилия и старания мешают раскрепощению ребенка, у него возникает страх ошибки, страх, что он не справиться, не оправдает ожидания.
- обучение через эмоции, обращение к детской фантазии. Для полноценного усвоения материала ребенку нужны эмоциональные стимулы - яркие метафоры, захватывающие сюжетные картинки, запоминающиеся персонажи. При подключении эмоциональных процессов, при опоре на эмоциональную память учебная информация не стирается, а следовательно, становиться не так важно - занимается ли ребенок языком каждый день, или раз-два в неделю (для билингвов очень важна эта экономия времени).
- неспешность обучения. Учебники О.Л. Соболевой - вариативные, "по ним можно работать в классах с различным уровнем подготовки учащихся (что очень актуально для билингвальных классов), используя разные пласты учебного материала, изучая его на разных уровнях глубины, в разном темпе." Так например, начинать работать с букварем можно уже с 3-х лет. А учебник "Развитие речи" (1 класс) отлично принимается и подростками. Для билингвов очень важна возможность обучения в собственном ритме.
- разнообразие и неповторяемость при обучении. Одно из основных правил О.Л. Соболевой как автора - это неповторяемость формулировок заданий. Даже правила проговариваются один раз. Монотонность, также как и скука, разрушают "познавательный драйф" ребенка. Тренировки и упражнения позволяют ребенку понять и исполнять алгоритм правил, НО следует избегать натаскивания. Отработка навыка, упражнения губит мотивацию, творческое начало. Поэтому задача учителя - найти баланс между усвоением навыка и творческим выражением.
- наглядность обучения. Весь материал дается с помощью использования "словесной и графической метафоры в учебном контексте". Работа с книгой всегда начинается с картинки. Иллюстрации в учебниках О.Л. Соболевой - не просто картинки, а "настоящие наглядные пособия по грамматике, орфографии и развитию речи". Всё в этом учебнике не случайно: размещение текста на развороте страницы, сочетание белых и цветных зон, конкретные сочетания и соотношения цветов, чередование страниц с иллюстрациями и без них. Всё это позволяет ребенку непосредственно воспринимать материал через образ-картинку, через "разгадывание" ассоциаций автора учебника и художника.

Соблюдение всех этих принципов успешного обучения позволяет создать автору такие учебные пособия и учебники, с помощью которых ребенок легко и непринужденно учиться красиво, правильно, точно и свободно говорить и писать на русском языке. А о том, какие именно техники используются в различных видах учебной деятельности, мы поговорим во второй части.

Комментариев нет:

Отправить комментарий