воскресенье, 21 июня 2015 г.

РЕБЕНОК И МУЗЕИ



В Любляне прошла летняя ночь музеев… Для нас она прошла насыщена, оказалось, что наш ребенок, как и мы, жаден до музеев…Дочка очень переживала, что не успела заглянуть в еще парочку музеев, которые она заприметила во время прогулок :)
Наверно нам повезло, но у нас не было проблем с тем, как завлечь ребенка в музей, как научить его соблюдать правила. Для Алины музеи изначально были местом, где можно проводить время интересно. Но это потому, что и для нас с мужем музеи - особое место, своеобразная машина времени (да-да, все мы знаем, что дети копируют поведение родителей ).
Посещать в музеи с ребенком мы начали лет с 3-х, именно посещать:) И до этого мы ходили, но это были походы для взрослых – ребенок или в слинге, или в коляске с одним из родителей катается по залам :), пока другой наслаждается экспозицией :). Я обожаю художественные музеи и галереи (сказывается художественная школа), муж, как настоящий мужчина, с особым восторгом посещает технические и военные :) наш ребенок с удовольствием ходит и на интерактивные выставки, в художественные галереи. Тяжелее у нас идут естественнонаучные музеи (я не очень люблю чучела, но опять же, это возможность увидеть многообразие животного и растительного мира в одном месте…)
Так как увлечь ребенка музеями?...

Прежде всего, поход в музей должен быть ожидаемым, запланированным, а не потому что больше заняться нечем…Это не исключает походов в музеи, которые вам попадаются на пути во время прогулок, здесь вы поддаетесь любопытству и исследовательскому интересу( и это замечательно :)) Обычно в наши поездки запланировано два-три музея. И я с восторгом (так как программу отдыха обычно составляю я :)) рассказываю всем, что же мы сможем увидеть в том или ином музее. А еще перед входом в музей прошу всех поглубже вдохнуть, ведь сейчас они увидят… и далее в зависимости от профиля музея.
Обязательно объясните ребенку, как следует вести себя в музее,   и не просто перечислите правила, а именно объясните, почему такие требования!!! Правила везде одинаковые: нельзя трогать картины и подходить к ним слишком близко; запрещается фотографировать со вспышкой. Объясните, что все это придумано для того, чтобы живопись сохранилась как можно дольше. Есть картины, которым много веков; они пережили войны, пожары, наводнения, их легко повредить — они очень хрупкие и требуют самого бережного обращения. Если к ним прикоснуться, даже чистыми руками, можно их поцарапать или занести на поверхность невидимые вредные микроорганизмы. А бесчисленные фотовспышки со временем способны "обжечь" и обесцветить красочный слой. Поэтому некоторые музеи попросту запрещают посетителям проносить с собой фотоаппараты.
Поход в музей требует достаточной физической подготовки :) – надо дойти до музея, обойти несколько залов, иногда надо еще выстоять очередь…силы у ребенка могут достаточно быстро иссякнуть. Поэтому для первых ознакомлений лучше всего выбирать небольшие, камерные музеи, или музеи, где предусмотрены места для отдыха или детские комнаты (такое практикуется в зарубежных крупных многоэтажных музеях). И если вы видите, что ребенок устал, то не старайтесь бегом пройти оставшиеся залы – лучше вернуться в музей в следующий раз, или рассматривать экспозицию, присев на лавочку или стульчик (к сожалению, в российских музеях это редко предусмотрено).
Поход в музей требует от ребенка определенной сосредоточенности, концентрация внимания, которое наверняка рассеется, если вы с ним простоите перед картиной дольше, чем нужно. Но в тоже время полезнее будет провести пять минут перед одним произведением, чем в течении часа смотреть «по верхам» все подряд. Да, много произведений вы пропустите, но важно научить ребенка смотреть экспозиции…Например, рассматривая портрет, можно поговорить с ребенком о том, кто это? что он делает? О чем он думает? Или например, в зале с натюрмортами рассматривать, что подавали на стол в прежние времена, почему художник изобразил именно это предмет? С девочкой всегда можно поговорить о том, как менялась мода: какой воротник неудобный, а какое шитье роскошное, восхититься умением художника передать фактуру ткани…С маленькими детьми можно поискать каких-нибудь животных поискать на скорость, или посчитать, сколько львов вы увидите за время посещения музея — кто больше найдет (правда, мы этот прием используем обычно в пеших экскурсиях по городу – или составляет список, что нужно найти во время прогулки (чем необычнее предмет, тем захватывающее поиски), или выбираем один необычный предмет и фотографируем его, каждый раз, когда видим).
Очень важно иногда вспомнить о том, что развеска картин в музеях рассчитана на взрослых посетителей. Поэтому смотрите картины с расстояния, и обязательно поднимайте ребенка, если его заинтересовало произведение.
Научите ребенка пользоваться планами экспозиций, пусть он сам составит маршрут осмотра :) Привлеките его внимание ребенка к табличкам рядом с картинами, помогите правильно прочесть их названия, имена художников и даты, объясните простейшие обозначения техники ("холст, масло" или "дерево, масло"). И еще одна палочка-выручалочка в музеях – это аудио-гиды. Для нашего ребенка это оказалась просто отличная вещь. Ребенок с удовольствием и неторопливо курсирует по залам, слушая историю картин и теперь уже нам приходится дожидаться на лавочке, когда она закончит просмотр экспозиции :)
В технических и естественнонаучных музеях заинтересовать ребенка экспозицией обычно проще, там много интерактивных стендов, некоторые экспонаты можно потрогать, повертеть. Очень важно во время осмотра следовать за инициативой ребенка. Дети иногда на незначительные вещи показывают и спрашивают: а это что? Если ребенок спросил, надо отвечать, а может, даже придумывать ответ прямо вместе с ребенком. Их логика отличается от логики взрослых, и это может быть интересным. Получайте удовольствие от похода с ребенком в музей :)
Приятного вам времяпровождения и интересных открытий!!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий