пятница, 17 марта 2017 г.

КРИТИКОВАТЬ НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ



На днях возник разговор с родителями о похвале. Куда же без похвалы в этом нелегком деле - воспитание ребенка. Но давайте, сначала каждый сам ответит на вопрос, а чего он ждет от похвалы?
Для кого-то похвала нужна, чтобы закрепить ощущение успеха, для кого-то - это поддержка и мотивация учиться и совершенствоваться, а кому-то похвала служит подтверждением, что "делаешь нужное и полезное дело". Но думаю, что многие согласятся, что правильная, конструктивная похвала формирует желание стать лучше. Это и есть то, что в психологии называют внутренней мотивацией.
Но бывает и так, что похвала усиливает внешнюю мотивацию – желание понравиться, заслужить поощрение или избежать наказания. Это так называемая "деструктивная похвала". и вот она, как правило, разрушительно действует на личность ребенка. Как сказал Лев Николаевич Толстой, «Не беда, что тебя хвалят за то, что ты делаешь. Беда в том, что ты делаешь это лишь для того, чтобы тебя похвалили».
Для того чтобы понять, а какая она должна быть - конструктивная похвала, достаточно обратиться к словарю и выяснить, что же такое похвала :)
Большинство словарей определяют похвалу как искреннее одобрение, информирование о правильности совершенного действия, или как положительная оценка этого действия.
Уже в самом определении похвалы скрыты правила, как хвалить.
1. Похвала должна быть честной, искренней. Она действительно должна отражать реальные усилия ребенка по достижению цели. Завышенная похвала обесценивает поощрения в принципе. Также старайтесь избегайте хвалить ребенка за то, что не стоило ему никаких усилий или за какие-то и так присущие ему качества – красоту, острый ум, умение контактировать. Такая "нечестная" похвала мешает ребенку адекватно оценивать свои достижения. Согласно экспериментам, дети, которых часто хвалили за их качества (например, интеллект) чаще сдаются после одного поражения, склонны избегать новых «рискованных» и сложных заданий. Более того, часто любую неудачу они воспринимают как доказательство собственной тупости.
2. Похвала должна быть конкретной - касаться не оценки всей личности в целом, а лишь конкретного действия. Фразы типа «Хорошая девочка» или «Хорошая работа» не обеспечивают ребенка конкретной информацией, не дают ему знание о том, что вы заметили его усилия. Общие выражения типа «Молодец!», «Потрясающе!», «Дай пять!» заменяйте фразами о том, что конкретно вы видите - «Сегодня ты подмел еще чище, чем в прошлый раз!», «Для этого рисунка ты подобрал изумительные цвета!» или на фразы, из которых видно, что действия ребенка вызывают у вас определенные эмоции: «Я рада, что у тебя получилось!», «Ты справился сам и это здорово!»
При подобной похвале ребенок чувствует рост уверенности в себе и своих силах, признание со стороны взрослого. Потребность в познании мира и в совершенствовании своих умений у него сохраняется, и при этом не формируется зависимости от похвалы.
Будьте осторожны, когда хотите похвалить ребенка, который только что пережил неудачу или допустил ошибку. В этот момент похвала часто воспринимаются как жалость. Для того, чтобы этого не случилось, лучше прибегнуть к конструктивной похвале и конкретно указать, что же именно удалось ребенку в этот раз. Например, «А вот эти две галочки (и указать, какие именно :)) у тебя сегодня получились просто отлично," или "Ты упустил мяч, но в этот раз ты его почти поймал».
Похвала вполне может войти в привычку. Чем больше поощрений получает ребенок, тем больше он зависит от оценки взрослых, вместо того, чтобы учиться постепенно полагаться на свои суждения. Если ребенок реально вовлечен в какое-то дело и ему вполне достаточно собственной мотивации, похвала тут совершенно лишняя, она может снизить мотивацию и украсть ощущение победы. Ребенок заслуживает того, чтобы просто наслаждаться удовольствием от того, что «Я это сделал!».
Хвалите своих детей, но делайте это искренне. Конструктивная похвала побуждает ребенка работать больше, учиться, исследовать мир и позволяет здраво взглянуть на собственные возможности. Кроме того, искренняя похвала, которая отражает реальные ожидания, может повысить самооценку ребенка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий