пятница, 12 февраля 2016 г.

КАК МЫ УЧИМ РУССКИЙ ЯЗЫК ДОМА

Родители, чьи дети живут вне русскоязычной среды, часто задаются вопросом, как поддерживать у детей уровень развития русского языка и как его повышать? Хорошо, если у вас есть возможность посещать русскую языковую школу... А если нет, что тогда? Остается надеяться на свои силы и организовывать занятия русским языком в домашних условиях. Хочу рассказать, как сейчас у нас организованы занятия русским языком и литературой. Сразу скажу, что это далеко не идеальный вариант, и меня саму многое в нем не утсраивает, но пока это лучший вариант в наших сложившихся условиях :)

Итак, домашние занятия у нас идут по графику:
понедельник - литературное чтение. В этом году мы работали по тетради по литературному чтению за 1-й класс (авторы Р.Н.Бунеев и Е.В. Бунеева). Предназначена для развития осмысленного чтения. В тетради есть также задания для работы с текстом (восстановление последовательности событий, составление плана, пересказы текстов). К каждому разделу есть проверочная работа. Сейчас мы эту тетрадь уже закончили. Дальше будем заниматься по тетради "Литературное чтение. 1 класс" (автор О.В. Кубасова). Формулировка заданий в этой тетради мне показалась более интересной, посмотрим, насколько она понравится ребенку :) В этой тетради есть дневник чтения (до этого мы вели его в отдельном блокноте), проверочная работа представлена в самом конце. Также у нас еще приготовлена тетрадь по литературному чтению за 1-й класс (автор О.В. Малаховская) - оставила ее на конец учебного года :) , так как мне показались задания интересные, но сложноватые. Плюс этой тетради - к тетради прилагается цифровой код для скачивания электронной версии учебника, что очень удобно, так как не надо покупать дополнительно еще и учебник для чтения. К слову, учебники к тетрадям я не покупала, материалы для работы с тетрадями по литературному искали на своих книжных полках, или в хрестоматиях (у нас есть "Хрестоматия произведений школьной программы", хрестоматия "Внеклассное чтение" от составителя М.В. Юдаевой, а также "Большая хрестоматия для начальной школы" от издательства "Махаон"), или на просторах интернета :)
Очень нравится, как работает с художественными произведениями Дарья, преподаватель РКИ и руководитель школы русского языка "Росинка" (Токио). Свои секретами она делится в блоге. Очень надеюсь, что на следующий учебный год нам удастся реализовать некоторые ее находки :)
вторник - день прописей. Следует отметить, что в нашей словенской школе к написанию прописных букв переходят во второй половине второго класса. До этого момента дети пишут сначала заглавными печатными буквами, во втором классе переходят к написанию строчных печатных букв, и лишь потом берутся за прописные буквы. Как таковых специальных прописей здесь я не видела (но это не значит, что их нет :) ). Поэтому прописными русскими буквами мой ребенок начал писать раньше, чем прописными словенскими. Нельзя сказать, что ей нравилось это занятие - писать закорючки и палочки... но сейчас, когда перешли на более высокий уровень - переписывание слов и предложений, ребенок получает уже определенное наслаждение от умения писать прописными буквами :) Сейчас мы занимаемся в "Мои первые школьные прописи" от О.В. Узоровой и Е.Ф. Нефёдовой (4 части). В этих прописях мне нравиться, что отрабатываются соединения букв (у нас с этим сложности :) ). В дальнейшем планируем еще позаниматься по "Классическим прописям по русскому языку" от составителя Г.Н. Сычевой. В этих прописях практически нет выписывания элементов букв, нет строчек с обводкой букв, поэтому решили их отложить для дальнейшего закрепления навыков письма.
среда - русский язык. В настоящее время мы занимаемся по учебнику О.Л. Соболевой "Русский язык. Радуга речи. 1 класс". Знаю, что многим этот учебник остается непонятным и неоднозначным. Но мне он очень нравится :) Хочется напомнить, что это учебник для четырехлетней начальной школы, поэтому весь первый год обучения посвящен развитию речи: идет обучение ребенка технике создания предложений и текстов. Основная цель - научить ребенка красиво, правильно, точно и свободно говорить и писать на русском языке. Именно это и стояло у нас задачей на этот учебный год - сохранить желание изъясняться на русском языке :) и не просто изъясняться, а красиво, стройно и понятно излагать свои мысли и записывать их. Да, мы не учили правил, не работали над орфографией (хотя в учебнике выделены орфографически трудные места). Поэтому, сейчас стою перед трудной для меня задачей - понимаю, что вводить правила русского языка так как они предлагаются в учебниках для монолингвов, не целесообразно; учебники для билингвов больше походят на учебники РКИ, что тоже не совсем соответствует моим целям в обучении ребенка русскому языку :( Так что на следующий учебный год будем, что-то брать из пособия Л. Ахременковой "К пятерке шаг за шагом", что-то из учебника О.Л. Соболевой за второй класс, что-то, возможно, из классического учебника за 1-й класс (у меня лежит учебник русского языка Т.М. Рамзаевой).
четверг у нас насыщенный день по урокам и внеурочной деятельности, поэтому домашних занятий в этот день нет :)
пятница - день математики. Да, математикой мы тоже занимаемся, несмотря на то, что она есть в словенской школе :) В течении учебного года мы делаем задания в заочном математическом кружке. В форме тестовых заданий раз в неделю предлагаются различные оригинальные задачки и математические головоломки для тренировки сообразительности и поиска решений, развития наблюдательности, геометрического воображения. При этом задания представлены в веселой форме, что очень нравиться моему ребенку (хотя мы и редко набираем высокое количество баллов) и формирует интерес к математике :) Во время каникул в этот день предлагаются различные задания и головоломки из журналов и тетрадей :)
Да, в каникулы мы тоже занимаемся :) правда, еще прибавляется творческий день :)
Такой вот, режим домашних занятий сложился у нас в этом учебном году. Напоминаю, что моему ребенку сейчас исполнилось 8 лет и она учится во втором классе обычной словенской школы :) Надеюсь, что вам будет интересен наш опыт организации домашних занятий и, конечно же, рассказывайте, как у вас обстоят дела с изучением русского языка и литературы :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий