Родители, чьи
дети живут вне русскоязычной среды, часто задаются вопросом, как поддерживать у
детей уровень развития русского языка и как его повышать? Хорошо, если у вас
есть возможность посещать русскую языковую школу... А если нет, что тогда?
Остается надеяться на свои силы и организовывать занятия русским языком в
домашних условиях. Хочу рассказать, как сейчас у нас организованы занятия
русским языком и литературой. Сразу скажу, что это далеко не идеальный вариант,
и меня саму многое в нем не утсраивает, но пока это лучший вариант в наших
сложившихся условиях :)
Итак, домашние
занятия у нас идут по графику:
понедельник - литературное чтение. В этом году мы
работали по тетради по литературному чтению за 1-й класс (авторы Р.Н.Бунеев и
Е.В. Бунеева). Предназначена для развития осмысленного чтения. В тетради есть
также задания для работы с текстом (восстановление последовательности событий,
составление плана, пересказы текстов). К каждому разделу есть проверочная
работа. Сейчас мы эту тетрадь уже закончили. Дальше будем заниматься по тетради
"Литературное чтение. 1 класс" (автор О.В. Кубасова). Формулировка
заданий в этой тетради мне показалась более интересной, посмотрим, насколько
она понравится ребенку :) В этой тетради есть дневник чтения (до этого мы вели
его в отдельном блокноте), проверочная работа представлена в самом конце. Также
у нас еще приготовлена тетрадь по литературному чтению за 1-й класс (автор О.В.
Малаховская) - оставила ее на конец учебного года :) , так как мне показались
задания интересные, но сложноватые. Плюс этой тетради - к тетради прилагается
цифровой код для скачивания электронной версии учебника, что очень удобно, так
как не надо покупать дополнительно еще и учебник для чтения. К слову, учебники
к тетрадям я не покупала, материалы для работы с тетрадями по литературному
искали на своих книжных полках, или в хрестоматиях (у нас есть
"Хрестоматия произведений школьной программы", хрестоматия
"Внеклассное чтение" от составителя М.В. Юдаевой, а также "Большая
хрестоматия для начальной школы" от издательства "Махаон"), или
на просторах интернета :)
Очень нравится,
как работает с художественными произведениями Дарья, преподаватель РКИ и
руководитель школы русского языка "Росинка" (Токио). Свои секретами
она делится в блоге. Очень надеюсь, что на следующий учебный год нам удастся
реализовать некоторые ее находки :)
вторник - день прописей. Следует
отметить, что в нашей словенской школе к написанию прописных букв переходят во
второй половине второго класса. До этого момента дети пишут сначала заглавными
печатными буквами, во втором классе переходят к написанию строчных печатных
букв, и лишь потом берутся за прописные буквы. Как таковых специальных прописей
здесь я не видела (но это не значит, что их нет :) ). Поэтому прописными
русскими буквами мой ребенок начал писать раньше, чем прописными словенскими.
Нельзя сказать, что ей нравилось это занятие - писать закорючки и палочки... но
сейчас, когда перешли на более высокий уровень - переписывание слов и предложений,
ребенок получает уже определенное наслаждение от умения писать прописными
буквами :) Сейчас мы занимаемся в "Мои первые школьные прописи" от
О.В. Узоровой и Е.Ф. Нефёдовой (4 части). В этих прописях мне нравиться, что
отрабатываются соединения букв (у нас с этим сложности :) ). В дальнейшем
планируем еще позаниматься по "Классическим прописям по русскому
языку" от составителя Г.Н. Сычевой. В этих прописях практически нет
выписывания элементов букв, нет строчек с обводкой букв, поэтому решили их
отложить для дальнейшего закрепления навыков письма.
среда - русский язык. В настоящее
время мы занимаемся по учебнику О.Л. Соболевой "Русский язык. Радуга речи.
1 класс". Знаю, что многим этот учебник остается непонятным и
неоднозначным. Но мне он очень нравится :) Хочется напомнить, что это учебник
для четырехлетней начальной школы, поэтому весь первый год обучения посвящен
развитию речи: идет обучение ребенка технике создания предложений и текстов.
Основная цель - научить ребенка красиво, правильно, точно и свободно говорить и
писать на русском языке. Именно это и стояло у нас задачей на этот учебный год
- сохранить желание изъясняться на русском языке :) и не просто изъясняться, а
красиво, стройно и понятно излагать свои мысли и записывать их. Да, мы не учили
правил, не работали над орфографией (хотя в учебнике выделены орфографически
трудные места). Поэтому, сейчас стою перед трудной для меня задачей - понимаю,
что вводить правила русского языка так как они предлагаются в учебниках для
монолингвов, не целесообразно; учебники для билингвов больше походят на
учебники РКИ, что тоже не совсем соответствует моим целям в обучении ребенка
русскому языку :( Так что на следующий учебный год будем, что-то брать из
пособия Л. Ахременковой "К пятерке шаг за шагом", что-то из учебника
О.Л. Соболевой за второй класс, что-то, возможно, из классического учебника за
1-й класс (у меня лежит учебник русского языка Т.М. Рамзаевой).
четверг у нас
насыщенный день по урокам и внеурочной деятельности, поэтому домашних занятий в
этот день нет :)
пятница - день математики. Да,
математикой мы тоже занимаемся, несмотря на то, что она есть в словенской школе
:) В течении учебного года мы делаем задания в заочном математическом кружке. В
форме тестовых заданий раз в неделю предлагаются различные оригинальные задачки
и математические головоломки для тренировки сообразительности и поиска решений,
развития наблюдательности, геометрического воображения. При этом задания
представлены в веселой форме, что очень нравиться моему ребенку (хотя мы и редко
набираем высокое количество баллов) и формирует интерес к математике :) Во
время каникул в этот день предлагаются различные задания и головоломки из
журналов и тетрадей :)
Да, в каникулы
мы тоже занимаемся :) правда, еще прибавляется творческий день :)
Такой вот, режим
домашних занятий сложился у нас в этом учебном году. Напоминаю, что моему
ребенку сейчас исполнилось 8 лет и она учится во втором классе обычной
словенской школы :) Надеюсь, что вам будет интересен наш опыт организации
домашних занятий и, конечно же, рассказывайте, как у вас обстоят дела с
изучением русского языка и литературы :)
Комментариев нет:
Отправить комментарий